Николай Снопков: Правительство высоко оценивает эффективность взаимодействия с Парламентом по выполнению важнейших для государства задач

Правительство высоко оценивает эффективность взаимодействия с Парламентом по выполнению важнейших для государства задач. Об этом Первый вице-премьер заявил, выступая с докладом на тему "О работе экономики на современном этапе развития" на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики.

"Прошлый год стал испытанием на прочность. Санкции напрямую оказывали влияние на четверть экономики, косвенно - пронизывали все остальные отрасли. Ситуация требовала безотлагательных, неординарных, а где-то и рискованных решений. Действовали, основываясь на двух президентских принципах - оперативность решений и контроль за их исполнением", - сказал Николай Снопков.

Фактически в штабном режиме Правительство работало над выполнением двух базовых задач, поставленных Главой государства. Первое - обеспечить устойчивую работу предприятий. Второе - простой человек не должен ощутить на себе негативных последствий внешнего давления. "Одновременно закладывали основу для продолжения движения вперед, для роста экономики и достижения тех задач, которые перед нами поставил Президент на Всебелорусском народном собрании. Правительство высочайшим образом оценивает эффективность взаимодействия с парламентом по выполнению важнейших для государства задач. Благодаря нашим совместным действиям под руководством Президента удалось решить сложнейшие вопросы прошедшего года", - отметил Первый вице-премьер.

"В результате, несмотря на первоначальные оценки эффекта санкционного удара для экономики на уровне минус 20%, фактически ВВП сократился в 2022 году на 4,7%. А в текущем году темпы роста ВВП восстанавливаются. За четыре месяца - 99,4% к уровню прошлого года. В марте уже вышли на прирост в 0,8%, в апреле - 3,8%", - резюмировал Николай Снопков.

Николай Снопков назвал три ключевых ограничителя, которые не позволили в 2022 году и первом квартале 2023 года обеспечить положительный экономический рост: прямые торговые ограничения, логистика и расчеты. По его словам, в связи с прямыми торговыми ограничениями, введенными отдельными западными странами, и прекращением торговли с Украиной, ключевой риск, с которым столкнулась экономика, - проседание экспорта.

"Для купирования этого риска в течение 2022 года осуществлялась переориентация экспортных потоков, поиск путей доставки критического импорта. Правительство еженедельно контролировало выполнение поставленных задач по экспорту и производству по более чем 40 товарам (около 30% экспорта товаров страны) и 70 крупнейшим предприятиям. Организован еженедельный мониторинг поставок на рынки России, КНР, иных дружественных стран. Антисанкционной группой и оперативно-ситуационным штабом выработано около 1 тыс. точечных и отраслевых решений. Цель - обеспечение бесперебойной работы субъектов хозяйствования, сохранение и наращивание экспорта", - отметил Первый вице-премьер. По его словам, удалось более чем на 80% компенсировать потери на рынках стран Запада и Украины поставками в дружественные страны.

В ответ на санкции приняты решения по запрету вывоза технологического оборудования, ограничению права продажи акций и долей иностранных компаний, собственники которых из недружественных стран, ограничению вывоза продовольствия в целях защиты и насыщения потребительского рынка, организованы поставки критического импорта из Китая.

"Совместно с парламентом оперативно отработана правовая основа, позволяющая применять ответные меры на недружественные действия отдельных стран и сохранять стабильность внутри страны", - резюмировал Николай Снопков.

Также Николай Снопков заявил, что экспорт товаров и услуг в первом квартале 2023 года достиг рекордного показателя за последние 10 лет.

"В результате принимаемых Правительством мер экспорт товаров и услуг в первом квартале 2023 года достиг рекордного показателя за последние 10 лет, сохраняется положительное внешнеторговое сальдо. Поставки в Россию выросли почти на 60% (на $2,2 млрд), в Китай - в 2,4 раза (на $404 млн). Объемы экспорта товаров с каждым месяцем текущего года увеличиваются по всем товарным группам за счет роста физических объемов на 13% при снижении цен. В январе 2023 года экспорт составил $3 млрд, в феврале - $3,2 млрд, в марте - $3,6 млрд. В первом квартале 2023 года полностью компенсированы потери экспорта от влияния санкций", - сказал Николай Снопков.

Положительная динамика в том числе связана с расширением Правительством механизмов поддержки экспорта. На компенсацию льготных процентных ставок при экспортном кредитовании предусмотрено на 8% больше, чем в 2022 году, и на 80% больше, чем в 2021 году. Впервые введенная в мае 2022 года практика кредитования экспорта продовольственных товаров продолжена. Увеличены сроки возврата экспортных кредитов для предприятий, подверженных санкционному давлению. Как отметил Первый вице-премьер, это востребованные меры со стороны предприятий, которые позволили стимулировать наращивание экспорта в новые страны и в дружественные государства. Экспортеры получили поддержку на сертификацию производства продуктов питания, что критически важно для выхода на азиатский рынок.

Что касается 2022 года, поставки в Россию выросли на 40%, или на $6,6 млрд, и достигли рекордного объема - $50 млрд. Этому способствовал высокий инвестиционный спрос в России на продукцию белорусского машиностроения и жесткий еженедельный контроль Правительства за фактическими поставками. Поставки в Китай увеличились в 1,8 раза, или на $700 млн. В итоге внешнеторговое сальдо сложилось на исторически высоком уровне для Беларуси (плюс $4,3 млрд).

Кроме того Николай Снопков заявил, что белорусским производителям нужно занять ниши ушедших с рынка РФ компаний.

"Правительством поставлена задача по занятию ниш ушедших с российского рынка компаний. Мы увеличили свое присутствие по тракторам и седельным тягачам в 2 раза, прицепам - в 3 раза, холодильникам и морозильникам - в 1,6 раза. По ряду товаров молочной группы наша доля на российском рынке составляет 90%. Потенциал наращивания экспортных поставок в Россию огромный", - сказал Николай Снопков.

Сегодня больше половины экспорта в РФ поставляется всего в несколько регионов: Московскую область и Москву, Смоленскую область, Санкт-Петербург, Татарстан, Брянскую область, Кемеровскую область. "Задача - расширить региональный охват поставок. Как сказал Президент: "Хватит перебрасывать через забор". Необходимо нарастить сотрудничество с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, чем мы активно и занимаемся", - отметил Первый вице-премьер.

"Предвосхищая вопрос зависимости от одного рынка, скажу. Мировая практика показывает, что многие страны до 80% своей продукции поставляют в страны-соседи. Например, Канада в США, Мексика в США. Проблема не в зависимости от монорынка, а в долгосрочном закреплении на этом рынке", - подчеркнул Николай Снопков.

С КНР на текущий год по поручению Правительства отраслевыми министерствами и концернами отрабатывается экспортная заявка на сумму $2,2 млрд. Половина - это продовольствие. За три месяца текущего года заявка выполнена практически на треть.

"Несмотря на достигнутые результаты, риски во внешней торговле сохраняются и требуют повышенной концентрации на всех уровнях. Действие конъюнктурных факторов постепенно ослабевает, в том числе и прежде всего на российском рынке: экспортные цены снижаются, при этом нарастает конкуренция со стороны Китая. В связи с этим базовая задача - структурная трансформация работы промышленности для повышения ее конкурентоспособности на внешних рынках", - резюмировал Первый вице-премьер.

Кроме того, Николай Снопков сообщил, что Беларусь ведет переговоры по безразрешительной системе автоперевозок с рядом стран.

"Правительством продолжается работа с иностранными государствами по установлению безразрешительной системы - с Арменией, Сирией, Таджикистаном и Узбекистаном. Также в активной проработке эта проблема с Россией. Мы выходим на завершающую стадию договоренностей с РФ по безразрешительной системе и по каботажным перевозкам (перевозкам внутри России нашим автотранспортом)", - сказал Николай Снопков.

Проработаны транспортно-логистические схемы доставки экспортной продукции в направлении стран Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с использованием международного транспортного коридора Север - Юг. Увеличено количество полученных разрешений иностранных государств по Азербайджану, Кыргызстану, Таджикистану, Турции и Узбекистану на осуществление международных автомобильных перевозок грузов на 2023 год.

Первый вице-премьер отметил, что санкционное давление сохраняется на все виды транспорта. "Правительством оперативно проведена работа по переориентации с прибалтийских и украинских портов на порты РФ. При 4-5 использовавшихся ранее портах для перевалки белорусских экспортных грузов мы используем около 20 портов. Проработаны схемы доставки продукции ускоренными контейнерными поездами, в том числе в направлении Китая. Экспортные перевозки контейнеров с продукцией белорусских предприятий в Китай за 2022 год увеличились в пять раз к аналогичному периоду 2021 года, за первый квартал этого года - более чем в три раза", - проинформировал он.

После введения Евросоюзом запрета для белорусских компаний на автомобильные перевозки грузов в пределах Евросоюза Правительством применены симметричные меры - запрещено движение европейского автотранспорта по нашей территории. Но для продолжения работы автоперевозчиков созданы 18 специально установленных мест для совершения перегрузки и перецепки транспортных средств. Если в первые дни перегружалось от 100 до 200 автомобилей, то сейчас в среднем за сутки - до 1,6 тыс.

"В условиях запрета стран Евросоюза использовать их воздушное пространство белорусская авиация летает по измененным маршрутам. Мы все это ощутили. Весь парк судов на данный момент загружен. Авиакомпания "Белавиа" выполняет рейсы в 19 аэропортов девяти государств", - сказал Николай Снопков.

Принятые меры позволили за 2022 год увеличить экспорт услуг пассажирского воздушного транспорта в Турцию, Грузию и Россию в 2 раза, в Азербайджан - почти в 3 раза. За 3 месяца 2023 года продолжился рост экспорта авиауслуг в Россию, Грузию, Турцию, ОАЭ.

Также Первый вице-премьер заявил, что цель на 2023 год - отказаться от расчетов в долларах и евро с Россией и другими странами ЕАЭС.

"Расчеты в токсичных валютах - долларе США и евро - снижены. Цель на 2023 год - полностью отказаться от расчетов в долларах США и евро в торговле с Россией и другими странами ЕАЭС (остается порядка 8%)", - сказал Николай Снопков.

В условиях внешних ограничений Правительство совместно с Национальным банком существенно трансформировали работу финансовой инфраструктуры страны. "Благодаря быстрым и четким действиям была нормализована работа кредитных организаций и валютного рынка. За счет ранее выстроенной национальной платежной и расчетной инфраструктуры удалось избежать внешней блокировки торговых операций внутри страны. Между белорусскими банками используется система передачи финансовой информации (СПФИ) на базе Белорусского межбанковского расчетного центра", - отметил Первый вице-премьер.

В Национальном банке создана рабочая группа по координации проведения внешнеэкономических расчетов. По указанию регулятора на уровне банков организованы рабочие группы, в задачи которых входит максимальное содействие предприятиям в проведении внешнеторговых платежей.

"В условиях внешних ограничений для обеспечения экономики источниками финансирования Главой государства принят ряд важнейших решений по предложениям Правительства по финансовой поддержке экономики. В совокупности в рамках решений Главы государства экономика поддержана на Br12 млрд. Благодаря этим шагам бизнес смог освободить ресурсы и направить их на перестройку своих товарных и логистических цепочек, адаптироваться к изменившимся условиям", - сказал Николай Снопков.

Во-первых, докапитализированы государственные банки на Br2,75 млрд. За счет этих ресурсов поддержаны предприятия, наиболее пострадавшие от санкций - это около 200 предприятий, где занято порядка 220 тыс. человек. Во-вторых, подписанный Главой государства указ №93 позволил за счет размещения свободных бюджетных средств в депозиты в государственных банках и предоставления гарантий Правительства прокредитовать реальный сектор на сумму около Br4,6 млрд. В-третьих, с согласия Главы государства расширены лимиты финансирования и направлено на кредитование экспорта более Br3,6 млрд, что почти в два раза больше, чем в 2021 году. В-четвертых, увеличены объемы финансирования инфраструктуры в регионах - на сумму более Br1 млрд, в том числе на объекты, финансирование которых было заморожено западными международными финансовыми организациями.

"Оказанная поддержка позволила не допустить ухудшения финансового состояния предприятий. Рентабельность продаж по экономике в 2022 году сложилась на уровне 8,6%. Это максимум за последние 10 лет. По объему чистой прибыли в 2022 году сохранили уровень 2021 года. За первый квартал 2023 года нарастили почти на четверть. Доля убыточных организаций снизилась в 2022 году до минимального значения в 11,1%. В первом квартале снижение продолжается (количество убыточных организаций сократилось на 86 единиц, их убыток уменьшился более чем на четверть)", - отметил Первый вице-премьер.

Он также добавил, что объем выручки позволил предприятиям снизить долговую нагрузку и обеспечить своевременное обслуживание накопленных обязательств. "Значения долговой нагрузки реального сектора экономики на уровне 50% - это лучший показатель за последние 8 лет", - обратил внимание Николай Снопков.

"Решение оперативных задач по стабилизации экономики позволило продолжить в новых условиях достижение определенных Президентом национальных целей развития, а также национальных проектов, стратегических инициатив и государственных программ. При этом сохранена макроэкономическая и финансовая стабильность", - подчеркнул Первый вице-премьер.

Вопреки санкциям вырос объем реинвестирования доходов иностранными инвесторами, что обеспечило порядка 70% всего привлечения в Беларусь прямых иностранных инвестиций ($1,3 млрд), что соответствует установившемуся уровню за последние годы. Это позволило сбалансировать валютный рынок. За истекший год ослабление белорусского рубля к корзине валют составило 8%, что ниже порогового значения индикатора экономической безопасности (10%), что в том числе благотворно повлияло на инфляционные процессы.

"Реализация Правительством совместно с Советом Республики и Комитетом госконтроля поручения Президента по расширению ценового регулирования позволила существенно снизить инфляцию. При изначальном прогнозе 19% годовая инфляция в 2022 году составила 12,8%. Текущее ее значение за четыре месяца составляет 4,7%. Беларусь и Россия продолжают удерживать лидирующие позиции по самым низким темпам инфляции среди стран-соседей.

Внутренний потребительский рынок при этом насыщен. В продаже представлен широкий ассортимент товаров для покупателей с различным уровнем доходов.

"Мониторинг ситуации на потребительском рынке осуществляется на всех уровнях, начиная с ввоза товара в республику", - обратил внимание Николай Снопков.

Также Николай Снопков заявил, что в Беларуси с 2010 года производство продукции сельского хозяйства выросло на 30%.

"Обеспечена продовольственная безопасность в стране. Работа агропромышленного комплекса полностью обеспечивает внутренний рынок мясом, молоком, маслом растительным, сахаром, картофелем, овощами и бахчевыми культурами. Важно, что на фоне планомерного снижения господдержки производство продукции сельского хозяйства с 2010 года выросло на 30%", - сказал Николай Снопков.

В расчете на 1 га сельскохозяйственных земель в 2022 году бюджетные расходы составили $150 против $230 в 2010 году. "Результат - отдача на Br1 господдержки выросла более чем в 2,6 раза", - отметил Первый вице-премьер.

Экспорт белорусского продовольствия за 2022 год вырос до $8,3 млрд. Прирост за год - почти на четверть.

Николай Снопков заявил также, что главный результат принятых Правительством мер в условиях санкционного давления - предприятия работают и люди получают достойную заработную плату.

"Это результат выполнения требования Главы государства о жесткой дисциплине и напряженном труде. В условиях санкционного давления и вызванного им инфляционного всплеска основным направлением нашей работы за истекший период стала поддержка доходов людей", - сказал Николай Снопков.

Безработица на рекордно низком уровне, подчеркнул Первый вице-премьер. "В странах-соседях уровень безработицы за прошлый год сложился гораздо выше", - заметил он.

"Предприятия страны работают, обеспечивая занятость и выплачивая заработную плату своим работникам", - констатировал Николай Снопков.

"Ключевая задача Правительства в текущем году - создание условий для роста зарплат работников и тем самым снижения оттока кадров и сохранения трудовых коллективов. В реальном секторе экономики в этих целях временно приостановлено обязательное условие для увеличения оплаты труда работников - опережающий рост производительности труда. Прибыльные организации могут сформировать необходимый уровень зарплат", - сказал Николай Снопков.

При этом, несмотря на временный порядок, значительных перекосов в соотношении показателей "производительность - зарплата" не фиксируется, отметил Первый вице-премьер. "Коэффициент их соотношения уже длительное время - в пределах, близких к единице (0,98-0,99), что свидетельствует о разумной и сдержанной политике в вопросах оплаты труда, проводимой руководителями организаций на местах, - уточнил он. - Принятые меры позволили уже к декабрю прошлого года выйти на положительные темпы роста реальной заработной платы - 100,6% (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года). В I квартале текущего года продолжается тенденция роста реальной заработной платы: в целом по экономике - 101,7%, по бюджетным организациям - 103,1%. Повторюсь, в реальном выражении с учетом инфляции".

"Средняя заработная плата в январе - марте текущего года достигла Br1731. Это максимальное значение средней заработной платы за последние десять лет, - дополнил Николай Снопков. - На постоянном контроле Правительства поручение Президента по последовательному повышению оплаты низкоквалифицированного труда. Для этого с 1 января повышен размер минимальной заработной платы на 21%. Сегодня она составляет Br554".

Рост зарплаты в бюджетной сферы в текущем году будет обеспечен за счет поэтапного увеличения базовой ставки, а также с учетом имеющихся внутриотраслевых возможностей для точечного повышения зарплат отдельным категориям бюджетников (врачи, средний медперсонал, педработники, работники сфер соцобслуживания, культуры, спорта).

"Значимое направление в социальной сфере - это забота о людях старшего поколения. Планово повышаются пенсии. Если в декабре 2022 года средний уровень пенсии составлял Br670, то в мае с учетом последнего повышения средняя пенсия составила Br705 (плюс 21% к уровню мая 2022 года). Для малообеспеченных граждан и оказавшихся в трудной жизненной ситуации поддержка продолжает оказываться в рамках системы государственной адресной социальной помощи. Оказываем помощь им максимально адресно, чтобы она учитывала жизненные обстоятельства. За 2022 год такую получили более 273 тыс. человек на сумму около Br134 млн", - сказал Николай Снопков.

По его словам, социальное обслуживание в стране осуществляют 146 территориальных центров и 92 дома-интерната. "Проводимая работа позволяет обеспечить 100%-й охват обратившихся и имеющих право на получение государственной социальной помощи гражданам, которым предоставлена государственная социальная защита", - отметил Первый вице-премьер.

"Принято решение о дополнительной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, пострадавших от ее последствий. В канун 9 Мая материальную помощь получили почти 10 тыс. человек на общую сумму Br10 млн", - дополнил Николай Снопков.

"Сохранили и расширили программу семейного капитала, которая доказала свою эффективность и востребованность. За период ее реализации с 2015 года многодетными семьями открыто более 125 тыс. депозитных счетов. Всего начислено на эти счета около Br1 млрд, - рассказал Николай Снопков. - Принято более 67 тыс. решений о досрочном распоряжении средствами семейного капитала, большинство из них - на улучшение жилищных условий. Перечислено на досрочное распоряжение Br327 млн. Теперь родители могут не только улучшить жилищные условия, но и по решению Президента оплатить образовательные и медицинские услуги".

Ежегодно многодетные семьи получают единовременную материальную помощь на каждого учащегося для подготовки к школе. "С 2022 года установлен единый размер материальной помощи - 30% бюджета прожиточного минимума, действующего на 1 августа каждого календарного года. Выплата предоставляется независимо от дохода семьи", - дополнил Первый вице-премьер.

Кроме того, Николай Снопков сообщил, что объемы финансирования инфраструктурных проектов существенно увеличены.

"Правительством и облисполкомами выполняются данные Президентом поручения по решению наиболее чувствительных для населения вопросов: созданию инфраструктуры в регионах, улучшению качества дорог, работы учреждений здравоохранения и служб ЖКХ. В 2022 году введено в эксплуатацию более 30 объектов здравоохранения. Граждане должны иметь возможность всегда получать качественное лечение, пройти обследование, не ожидая приема долгое время. Особенно если говорить о пожилых людях и родителях с детьми, - сказал Николай Снопков. - В текущем году работа в этом направлении продолжается. Осуществляется строительство (реконструкция) 53 объектов здравоохранения, из них 17 поликлиник".

Продолжается реализация государственного профилактического проекта "Здоровые города и поселки", в который вовлечены 202 населенных пункта из всех регионов страны. Введены в эксплуатацию 11 аппаратов компьютерной томографии, 8 аппаратов магнитно-резонансной томографии, 4 ангиографических аппарата.

"В 2022 году завершено строительство 12 детских садов и 9 школ. В текущем году продолжается строительство (реконструкция) 9 детских садов и 10 учреждений общего среднего образования. Открыты для посещения плавательный бассейн в Глубоком, спортивные комплексы в Чашниках и Молодечно, ФОК в Старых Дорогах. Еще 12 физкультурно-оздоровительных комплексов, 5 бассейнов, 23 спортивных объекта продолжают строиться, - отметил Первый вице-премьер. - Построено 166 станций обезжелезивания и 11 водозаборных скважин, реконструировано 7 очистных сооружений сточных вод. Отремонтировано более 800 км республиканских дорог. Введены объездные дороги в г.п. Мир и г. Гомеле, подъезд к г. Минску, мосты через реки Западная Двина, Каспля, Ясельда, Дрисса, 2295 км дорог, 3653 п.м. дорожных сооружений".

На 2023 год объемы финансирования инфраструктурных проектов существенно увеличены. В рамках госинвестпрограммы будут профинансированы объекты на сумму около Br1,2 млрд, уточнил Николай Снопков.

"Особое внимание будет направлено на повышение качества инфраструктуры в регионах. Главой государства поддержана инициатива Правительства расширить объемы финансирования инфраструктурных объектов в рамках региональных инвестиционных программ с первоначальных Br1,7 млрд до Br2,9 млрд. Указ подписан, будут профинансированы еще 200 объектов. Это строительство объектов водоснабжения и водоотведения, здравоохранения, образования, реконструкция дорог и мостов. Созданы финансовые инструменты для дополнительного инвестирования к уже обозначенным суммам, направляемым на строительство инфраструктуры на общую сумму Br1,3 млрд при наличии проектно-сметной документации", - дополнил Николай Снопков.

"Правительство продолжает решение жилищных вопросов. В прошлом году целевой показатель по строительству выполнен - введено в эксплуатацию 4,2 млн кв.м жилья. Около 27 тыс. семей получили жилье и улучшили свои жилищные условия, из них 11,2 тыс. - многодетные семьи, что на 35% выше уровня 2021 года. Направление на улучшение жилищных условий получили более 10 тыс. многодетных семей. На 16,6% к уровню 2016 года сократилось число граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий", - рассказал Николай Снопков.

Важнейший элемент жилищного строительства - государственная поддержка, отметил Первый вице-премьер. "Доля такого жилья с господдержкой увеличилась с 15% в общей массе метров квадратных в 2017 году до 33% в 2022 году. C господдержкой в прошлом году было построено 1,4 млн кв.м. Стоимость квадратного метра по жилью, строящемуся с господдержкой, не превышает уровень средней заработной платы", - подчеркнул он.

"Активно развивается рынок индивидуального жилья на основе малоэтажного домостроения. Ежегодно его доля в общем строительстве жилья составляет более 40%, в первом квартале этого года - 56,7%, - дополнил Николай Снопков. - Растет рынок арендного жилья: в 2022 году введено 151,3 тыс. кв.м, или на 74% больше поставленного задания. Дополнительно на финансирование этого направления по поручению Главы государства выделен Br1 млрд для строительства арендного жилья".

Также Николай Снопков обозначил три ключевые задачи для выполнения параметров экономического развития.

"Если оценивать ситуацию в целом, то, безусловно, она стабилизируется, но никаких иллюзий на это счет быть не должно. Не все удалось решить в прошлом году", - сказал Николай Снопков.

По его словам, в 2023 году предстоит решить три ключевые задачи для выполнения установленных параметров экономического развития. "Это устойчивая работа реального сектора экономики, проактивная инвестиционная политика государства, повышение эффективности используемого капитала, прежде всего на государственных предприятиях", - отметил Первый вице-премьер.

"В работе реального сектора Правительство сохраняет мобилизационный подход. Выстроен жесткий контроль за производством, экспортом, снижением затрат и рентабельностью. Доведены детальные матрицы задач с еженедельным контролем доведенных заданий в натуральных величинах - наращивание производства через конкретные товарные позиции, - дополнил Николай Снопков. - Например, в 2023 году планируется произвести 50 тыс. тракторов, холодильников - 850 тыс., грузовиков - 6,8 тыс., шин - 4,3 млн штук. Таких товарных групп 43, их доля в добавленной стоимости промышленности страны - 20%. Аналогичный подход по экспорту: доведены задания по более чем 40 товарным позициям, их доля в экспорте товаров страны - порядка 40%".

Российский рынок в 2023 году останется ключевым. "Поставлена предметная задача по диверсификации экспорта. Темп роста экспорта в Азию должен составить не менее 6,5% к 2022 году, в Африку - не менее 10%, КНР - не менее 15%", - подчеркнул Николай Снопков.

"Сохраняется контроль за показателями эффективности: параметры по затратам и рентабельности доведены через целевой план до отраслей и каждого предприятия, которое на мониторинге Правительства", - дополнил Первый вице-премьер.

Также Николай Снопков рассказал о реализации инвестпроектов в регионах.

"Инвестиции - одна из проблемных зон экономики на данный момент. Два года подряд отмечается отрицательный тренд. Результат первого квартала - 97,2% при задании 103,8%. При этом в целом по стране отмечается положительная тенденция: темп роста инвестиций в марте по отношению к февралю 2023 года составил 130%", - сказал Николай Снопков.

Первый вице-премьер напомнил, что весь прошлый год Правительство отрабатывало поручение Главы государства о реализации в этой пятилетке в каждом районе как минимум одного инвестиционного проекта. "Каждый район мог самостоятельно разработать и внести проект для реализации на своей территории. Изначально был утвержден перечень из 129 проектов. По предложению областей мы сделали этот перечень открытым, и он может быть расширен. В итоге на сегодняшний день в перечне уже 156 инвестпроектов по принципу "Один район - один проект", то есть добавлено 27 проектов, и мы призываем все области расширять списки. В одном районе может быть и два, и три, и четыре проекта, если есть соответствующий бизнес-план", - подчеркнул он.

"Отдельно отработан вопрос финансирования импортозамещающих инвестиционных проектов. Создание собственного производства и обеспечение технологического суверенитета - одна из приоритетных задач. Запланирована реализация 53 импортозамещающих проектов. После выхода на проектную мощность будет около $1 млрд производство промышленной продукции и около $0,5 млрд замещение импорта", - дополнил Николай Снопков.

Кредитные источники и для региональных, и для импортозамещающих проектов определены. "Ставка не более 8% в белорусских рублях со сроком 7 лет. Единственное требование - окупаемость и возвратность, - сказал он. - Продолжаем работу по 16 интеграционным проектам с РФ. Это проекты по производству автокомпонентов и комплектующих, продукции микроэлектроники, лесозаготовительной техники и так далее. Запущена масштабная программа по строительству в каждой области 10 молочно-товарных комплексов. На эти цели выделено Br680 млн. На 19 объектах освоение ресурсов уже началось. Кроме того, сейчас разрабатывается новый финансовый инструмент для инвесторов под перспективные проекты в регионах, сочетающий как банковское финансирование, так и бюджетные трансферты. Размер таких трансфертов будет варьироваться от 10 до 35% капитальных затрат по проекту в зависимости от уровня развития региона. Проектом указа предусмотрено предоставление бюджетных трансфертов по инвестиционным проектам, прошедшим госэкспертизу и выполняющим требования по высокой производительности труда и влиянию на развитие всего региона".

По таким проектам инвестору из республиканского бюджета будут предоставлены бюджетные трансферты в три этапа: после ввода объекта в эксплуатацию, после выхода на проектную мощность, после выполнения требований указа по уровню добавленной стоимости, уточнил Николай Снопков.

Также Первый вице-премьер заявил, что для повышения эффективности экспорта нужно централизовать работу госпредприятий.

По его словам, одна из важных задач на 2023 год - осуществить переход от ситуационно-адаптационной модели принятия решений к долгосрочному развитию и повысить отдачу от используемого капитала, тем самым повышая конкурентоспособность предприятий и экономики в целом. "Для этого необходимы следующие шаги. Первое - централизация работы государственных предприятий с целью повышения эффективности экспорта в таких отраслях, как сельхозмашиностроение, легкая промышленность, деревообработка и другие. В целом жесткая управленческая вертикаль с единым центром принятия решений - тот рецепт, который необходим для реального сектора экономики. Результатом этой работы должна стать существенная оптимизация затрат и снижение себестоимости, повышение конкурентоспособности и капитализации государственных активов, усиление экспортной экспансии и устойчивое положение на внешних рынках", - сказал Николай Снопков.

Второе направление - углубленная переработка отечественного сырья. "Мы должны экспортировать конечный продукт, а не промежуточный наподобие сухого обезжиренного молока или говяжьих полутуш. Мелкоштучная упаковка, маркетинговое продвижение - тот незадействованный резерв, который мы способны оперативно задействовать, - отметил Первый вице-премьер. - В настоящее время министерства и концерны вырабатывают по поручению Правительства стратегии по углублению переработки сырья, куда входят молоко, дерево, лен, рапс, торф и другие".

Третье направление - разработка минерально-сырьевой базы. "В республике имеются возможности организовать новые производства АБС-пластиков, кальцинированной соды, в перспективе и ПВХ на имеющейся технологической и сырьевой базе. Эти товары востребованы в машиностроении, металлургической, строительной и других отраслях. Ежегодно их импорт составляет около $200-220 млн. Реализация проектов создает потенциальные возможности для получения широкого ряда промежуточных и дополнительных товарных продуктов - поликарбоната, стирола, ацетона, фенола бисфенола А, каустической соды, хлора, водорода, бензола, этилбензола, пищевой соды. Это позволит расширить и диверсифицировать товарную корзину, в том числе нефтехимического комплекса республики, вовлечь в хозяйственную деятельность ранее неиспользуемые месторождения полезных ископаемых и создать крупное промышленное производство, что также позволит эффективно использовать вырабатываемую БелАЭС электроэнергию, - подчеркнул Николай Снопков. - Эти задачи включаются в стратегии развития соответствующих отраслей и будут рассмотрены на заседании Совета Министров".

Четвертое - сопряжение промышленных интересов с Китаем. "В рамках государственного визита Президента Беларуси в КНР в марте этого года подписана комплексная стратегия совместного промышленного развития Республики Беларусь и КНР. Она выработана на сопряжении подходов технологического, промышленного развития двух стран. Ключевая задача для нас в этом направлении - не допустить технологического отставания в условиях санкционного давления, - дополнил Первый вице-премьер. - Пятый важнейший элемент, с которым работает Правительство, - кооперация малого и среднего бизнеса с крупными госпредприятиями. Цель - вовлечь малые и средние производства в кооперацию с крупными государственными предприятиями, в том числе в работу создаваемых госкорпораций, и сконцентрировать их выпуск на импортозамещении для повышения локализации продукции. В пилотном режиме Правительство отработало механизмы заключения кооперационных контрактов малых и средних предприятий с крупными флагманами на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. В результате в 2022 году заключено около 200 кооперационных импортозамещающих контрактов, что говорит, что этот потенциал явно есть и явно недоиспользован".

"Масштабирование кооперации с соответствующими мерами поддержки и расширение использования белорусской промышленной продукции позволяет увеличить локализацию и задействовать потенциал частных предприятий, многие из которых являются уникальными не только для рынка нашей страны, но и для мирового рынка. Задача и цель - поддержать те предприятия, которые кратно способны увеличить производство и заместить на внутреннем рынке импортные товары", - отметил Николай Снопков.

Также Николай Снопков подчеркнул, что необходимо использовать возможности, которые для нас открыли санкции.

"К сожалению, мы столкнулись не с краткосрочными кризисными явлениями и внешнее давление будет нарастать. Нам придется развиваться в условиях высокой динамики негативных процессов. В прошлом году мы научились к этому адаптироваться, в этом году мы должны определить пути устойчивого долгосрочного развития, - сказал Николай Снопков. - Санкции есть, и, к сожалению, это данность. Но санкции вообще не являются на данный момент главным вопросом экономического развития страны. Главным вопросом является использование возможностей, которые для нас открыли эти санкции".

От нас зависит, насколько эффективно мы будем работать в новых реалиях, отметил Первый вице-премьер. "И на первое место, на наш взгляд, выходят внутренние ресурсы и резервы. Мы обладаем богатейшим, компетентнейшим человеческим потенциалом, а это - самый главный ресурс в современном мире. Наша задача максимально поддержать талантливых людей, талантливые предприятия, максимально выкристаллизовать чемпионов в тех отраслях, которые способны расти во всех уголках нашей страны. Прежде всего тех, кто занимается собственным производством".

По его словам, здесь роль парламентариев невозможно переоценить. "Это соотносится с поручением Главы государства, чтобы из нашего фокуса не выпали небольшие предприятия в регионах, которые вы представляете", - подчеркнул Николай Снопков.

В конечном итоге мы сформируем адаптивную и устойчивую к новым реалиям экономику, обеспечивающую качественные условия жизни белорусского народа, дополнил Первый вице-премьер.

Фото: БелТА

Распечатано с сайта www.government.by
Адрес публикации http://www.government.by/ru/content/10621
распечатать