Бел | Рус | Eng PDA
новость

от 08.07.2008

Правительство Беларуси намерено максимально дебюрократизировать процесс госзакупок

Правительство Беларуси намерено максимально дебюрократизировать процесс госзакупок

Правительство Беларуси в соответствии с поручениями Главы государства намерено максимально дебюрократизировать процесс государственных закупок. Об этом заявил заместитель Министра экономики Андрей Тур в ходе заседания Президиума Совета Министров, на котором обсуждался проект Указа Президента Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 "О государственных закупках" и некоторые другие указы Президента Республики Беларусь". Как отметил Андрей Тур, внесенный на рассмотрение Президиума Совета Министров вопрос касается совершенствования порядка государственных закупок и связан с реализацией поручений Главы государства по итогам состоявшегося 13 июня 2008 г. совещания по данной проблеме.

По словам замминистра экономики, суть сводится к максимальной дебюрократизации процесса государственных закупок и усилению ответственности за исполнение требований, предусмотренных законодательством.

В проекте Указа предлагается принципиально изменить схему действий заказчика, который ранее должен был пройти длительную процедуру согласования при осуществлении закупок. Так, при закупках на сумму свыше 8 тыс. базовых величин (Br280 млн.) заказчик должен был согласовать ее с вышестоящим органом. А если приобретаемые товары входили в перечень, определенный Правительством и Главой государства, то такую закупку надо было согласовать с республиканской либо областной комиссией по повышению конкурентоспособности экономики. При стоимости закупки свыше 200 тыс. базовых величин (Br7 млрд.) надо было пройти согласование дважды, при этом после конкурса надо было утвердить результаты в Правительстве. При закупке на сумму свыше 500 тыс. базовых величин (Br17 млрд.) заказчик проходил вышеперечисленные согласования, а также согласовывал данную процедуру с Главой государства. Все эти этапы влияли на продолжительность осуществления закупки, делали этот процесс очень громоздким и длительным, что сказывалось на оперативности как самой закупки, так и хозяйственной деятельности организации. В результате продолжительность некоторых процедур закупок достигала 7-8 месяцев, уточнил замминистра экономики.

При этом заказчик в определенной степени был лишен самостоятельности в выборе поставщика. Ответственность перекладывалась на те органы, которые обеспечивали согласование закупки. А если закупки осуществляли республиканские межведомственные комиссии, заказчик вообще был лишен права выбора поставщика и вынужден был ждать, когда комиссия проведет конкурс по выбору. Все это, конечно, также влияло на результативность закупочного процесса.

На это и обращал внимание Глава государства. Президент поручил оставить при необходимости за межведомственными комиссиями только контрольные функции. И в проекте Указа предусмотрена упраздняющая норма. Предлагается посредством повышения роли и ответственности заказчиков и вышестоящих органов госуправления через систему регистрации упразднить деятельность республиканских (областных) межведомственных комиссий по закупкам для нужд здравоохранения, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, силовых структур.

Упрощению порядка проведения госзакупок будет также способствовать право, а не обязанность заказчика создавать комиссии при проведении процедуры запроса ценовых предложений. Создание комиссии теперь будет обязательным только для конкурсов.

Таким образом, предлагаемая проектом Указа система госзакупок обеспечит упрощение процедуры и сокращение ее продолжительности до трех месяцев, подчеркнул Андрей Тур.

Замминистра экономики также сообщил, что проект Указа Президента о совершенствовании порядка госзакупок предполагает обязательный выбор поставщика из нескольких претендентов, сокращение срока регистрации заявок на проведение конкурса и равные рыночные условия для всех участников. В частности, предлагается изменить подход к защите отечественных производителей, отменив 15-процентную преференциальную поправку к цене товара российского или белорусского производства.

Это предложение Минэкономики вызвало вопросы со стороны руководителя Правительства. Сергей Сидорский высказал опасения, что зарубежные товаропроизводители путем демпинга могут попытаться завоевать белорусский рынок. "У нас есть прецеденты, когда иностранные компании, чтобы завоевать рынок, годами демпингуют", - сказал Сергей Сидорский. По его мнению, необходимо все тщательно взвесить, прежде чем принимать решение об отмене поправки.

Премьер-министр также выступил против создания коммерческих предприятий при министерствах для проведения госзакупок.

Руководитель Правительства подчеркнул, что за "процедуры проведения государственных закупок в отрасли должен отвечать министр". Для этого нет необходимости создавать специальное коммерческое предприятие. "Иначе это опять будет посредник в процедуре госзакупок", - считает Сергей Сидорский. "Министр своим приказом или распоряжением должен принимать решение и отвечать за него, - подчеркнул он. - Поэтому никаких ЗАО, ООО при министерствах быть не должно".

Премьер-министр также призвал при осуществлении госзакупок работать с самими компаниями, а не с их посредниками. Многие иностранные фирмы предлагают заказчикам преференции при закупках, в то время как их посредники на это не идут, отметил Сергей Сидорский.

В свою очередь, заместитель Министра экономики Андрей Тур сообщил, что в целях защиты белорусских поставщиков и искоренения необоснованного посредничества проектом Указа предлагается при подготовке задания на закупку ввести в обязанность заказчика изучить конъюнктуру белорусского рынка. По результатам закупки заказчик в справке о процедуре этого процесса должен будет указать, по какой причине победителем не стал отечественный поставщик.