Подписаться

E-mail рассылка:
RSS подписка
новость

от 11.05.2011

Концепция управления валовым внешним долгом утверждена в Беларуси

Концепция управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и план мероприятий по ее реализации утверждены совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 г. № 574/12.

Концепция управления валовым внешним долгом Республики Беларусь разработана во исполнение поручения Главы государства.

Основу Концепции составляют положения Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 255, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216.

Мировая практика свидетельствует о том, что эффективно функционирующая система управления валовым внешним долгом, обеспечивающая ограничение величины валового внешнего долга и расходов на его обслуживание параметрами экономической безопасности страны, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами государством, финансовыми и нефинансовыми организациями всех форм собственности, является важнейшим элементом обеспечения высокого уровня макроэкономической и финансовой стабильности страны, ее международного имиджа и кредитного рейтинга.

Неэффективное использование внешних заимствований ведет к замедлению темпов экономического роста страны-заемщика, ухудшает условия ведения внешней торговли, негативно влияет на платежный баланс, увеличивает давление на валютный курс национальной валюты, что приводит к сокращению золотовалютных резервов.

Высокий уровень внешней задолженности значительно осложняет возможность проведения самостоятельной внешней политики, поскольку возникает необходимость учета позиций стран - основных кредиторов.

Наличие значительного внешнего долга также ограничивает возможности использования инструментов денежно-кредитной политики. В частности, снижение процентных ставок внутри страны может привести к нежелательному оттоку иностранного капитала, использование коррекции с помощью валютного курса также становится проблематичным, поскольку приводит к ухудшению соотношения внешнего долга к ВВП.

Как показывает межстрановой анализ, Республика Беларусь находится на умеренном уровне привлечения внешнего долга по отношению к ВВП (52,2 процента). Из ближайших соседей республики только в России этот показатель меньше (38 процентов). При этом, в странах Еврозоны и США он значительно выше (к примеру, в Германии – 155 процентов, в США – 99 процентов по итогам 2009 г.).

Вместе с тем, в целях обеспечения экономической безопасности страны при привлечении внешних заимствований, возможности принятия оперативных управленческих решений Концепцией предполагается организация единой системы учета обязательств по валовому внешнему долгу Республики Беларусь и его составляющих (включая платежи по его обслуживанию). В рамках функционирования данной системы определен механизм взаимодействия Правительства с Национальным банком в сфере валового внешнего долга, позволяющий организовать сбор необходимой информации и статистических данных, проводить анализ текущего уровня внешнего долга, предстоящих платежей по его обслуживанию, а также принимать решения, необходимые для обеспечения экономической безопасности страны.

Основные критерии валового внешнего долга и их пороговые значения, устанавливаемые для Республики Беларусь, рассчитываются на основе требований международных организаций с учетом национальных условий.

При подготовке Концепции были учтены замечания Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь в части увязки проекта Концепции с индикаторами экономической безопасности, определенными Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, а также с нормами Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата" в части оптимизации сбора и обработки необходимой статистической информации.

Отношение валового внешнего долга к внутреннему валовому продукту установлено на уровне не более 55 процентов, отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг – не более 100 процентов, отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту – не более 25 процентов, отношение платежей по обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке – не более 10 процентов, доля долгосрочных заимствований в общем объеме валового внешнего долга – не менее 50 процентов.

Субъектами управления валовым внешним долгом страны будут являться Правительство и Национальный банк Республики Беларусь.

Общая координация деятельности по управлению валовым внешним долгом, а также непосредственный контроль и выработка управленческих решений по регулированию внешнего долга нефинансовых организаций осуществляется Министерством экономики. При этом, в случае обнаружения возможности превышения критериев безопасности по прогнозным параметрам валового внешнего долга или его составляющих, Министерством экономики вносятся предложения в Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк о необходимости ограничения заимствований по секторам экономики, как экономическими, так и административными инструментами и методами.

Таким образом, реализация настоящей Концепции позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать и поддерживать размеры валового внешнего долга и его составляющих в рамках, обеспечивающих минимизацию рисков и приемлемый уровень экономической безопасности страны.​