news

from 11.05.2011

The Concept of Gross External Debt Management was approved in Belarus

The Concept of Gross External Debt Management and the plan for its implementation was adopted by joint decision of the Council of Ministers and the National Bank of the Republic of Belarus.

The Concept is based on the National sustainable development strategy, the National strategy for sustainable social and economic development till 2020, the National security concept, and the Government’s action plan for 2011-2015.

International practices demonstrate that an effective system to manage gross external debt is vital for ensuring macroeconomic and financial stability of a country, its international image and credit rating if the system can limit the gross external debt and the amount of money spent on serving it, if it can minimize risks of a default on commitments before foreign creditors.

Inefficient use of external borrowing slows down the economic growth of the borrowing country, deteriorates foreign trade terms, negatively affects the balance of payment, and increases pressure on the foreign exchange rate of the national currency, draining gold and foreign currency reserves.

A significant foreign debt considerably narrows the ability to pursue an independent foreign policy, as the borrowing country has to take into consideration the positions of the creditors. A significant foreign debt also reduces the ability to use monetary instruments. In particular, the reduction of interest rates in the country can lead to the drain of foreign capital; the adjustment of the foreign currency rate becomes problematic, too, as it deteriorates the foreign debt to GDP ratio.

The country analysis shows that Belarus has a moderate level of external borrowing in relation to GDP (52.2%). Of all the closest neighbors, this figure is lower only in Russia (38%). In the European zone and the USA it is much higher. For example, in Germany the ratio stood at 155%, in the USA 99% in 2009.

In order to maintain the economic security of the country and to promptly respond to the changing economic environment, the Concept envisages the creation of a single system of recording gross foreign debt obligations (including debt servicing payments). This system provides for a mechanism of developing a joint policy by the Government and the National Bank regarding the gross foreign debt. This mechanism will help collect the necessary information and statistical data, analyze the current level of foreign debt and payments for debt servicing and maintain the economic security of the country.

The basic criteria of gross foreign debt and their threshold values which are set for Belarus are calculated on the basis of the requirements of international organizations taking into account national circumstances.

Preparing the Concept, experts took into account proposals and remarks of the Interdepartmental Economic Security Commission under the Security Council of Belarus in part of harmonizing the draft Concept with the economic security indicators defined by the National security concept as well as with Belarus President Directive No 2 “Measures for further de-bureaucratization of the state apparatus” of 27 December 2006 in terms of optimizing the collection and processing of necessary statistical data.

The ratio of gross foreign debt to gross domestic product is capped at 55%. The ratio of gross foreign debt to the export of goods and services is capped at 100%. The ratio of external public debt to gross domestic product is capped at 25%. The ratio of external public debt service payments to foreign exchange earnings is capped at 10%. The share of long-term borrowings in total gross external debt is supposed to be at least 50%.

The Government and the National Bank of Belarus will be in charge of gross external debt management.

The Economy Ministry will be responsible for overall coordination of gross external debt management, direct supervision and managerial decisions on the management of external debt of non-financial institutions. If there is a probability that the safety criteria regarding the forecast parameters of gross external debt or its components may be overstepped, the Economy Ministry will make proposals to the Council of Ministers and National Bank on the need to limit borrowings by economy sector by using both economic and administrative tools and methods.

Thus, the Government and the National Bank will be able to effectively monitor and maintain the gross external debt and its components within the limits that ensure minimization of risks and an acceptable level of the economic security.​

Подписаться

E-mail рассылка:
RSS подписка
новость

от 11.05.2011

Концепция управления валовым внешним долгом утверждена в Беларуси

Концепция управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и план мероприятий по ее реализации утверждены совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 мая 2011 г. № 574/12.

Концепция управления валовым внешним долгом Республики Беларусь разработана во исполнение поручения Главы государства.

Основу Концепции составляют положения Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 255, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216.

Мировая практика свидетельствует о том, что эффективно функционирующая система управления валовым внешним долгом, обеспечивающая ограничение величины валового внешнего долга и расходов на его обслуживание параметрами экономической безопасности страны, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами государством, финансовыми и нефинансовыми организациями всех форм собственности, является важнейшим элементом обеспечения высокого уровня макроэкономической и финансовой стабильности страны, ее международного имиджа и кредитного рейтинга.

Неэффективное использование внешних заимствований ведет к замедлению темпов экономического роста страны-заемщика, ухудшает условия ведения внешней торговли, негативно влияет на платежный баланс, увеличивает давление на валютный курс национальной валюты, что приводит к сокращению золотовалютных резервов.

Высокий уровень внешней задолженности значительно осложняет возможность проведения самостоятельной внешней политики, поскольку возникает необходимость учета позиций стран - основных кредиторов.

Наличие значительного внешнего долга также ограничивает возможности использования инструментов денежно-кредитной политики. В частности, снижение процентных ставок внутри страны может привести к нежелательному оттоку иностранного капитала, использование коррекции с помощью валютного курса также становится проблематичным, поскольку приводит к ухудшению соотношения внешнего долга к ВВП.

Как показывает межстрановой анализ, Республика Беларусь находится на умеренном уровне привлечения внешнего долга по отношению к ВВП (52,2 процента). Из ближайших соседей республики только в России этот показатель меньше (38 процентов). При этом, в странах Еврозоны и США он значительно выше (к примеру, в Германии – 155 процентов, в США – 99 процентов по итогам 2009 г.).

Вместе с тем, в целях обеспечения экономической безопасности страны при привлечении внешних заимствований, возможности принятия оперативных управленческих решений Концепцией предполагается организация единой системы учета обязательств по валовому внешнему долгу Республики Беларусь и его составляющих (включая платежи по его обслуживанию). В рамках функционирования данной системы определен механизм взаимодействия Правительства с Национальным банком в сфере валового внешнего долга, позволяющий организовать сбор необходимой информации и статистических данных, проводить анализ текущего уровня внешнего долга, предстоящих платежей по его обслуживанию, а также принимать решения, необходимые для обеспечения экономической безопасности страны.

Основные критерии валового внешнего долга и их пороговые значения, устанавливаемые для Республики Беларусь, рассчитываются на основе требований международных организаций с учетом национальных условий.

При подготовке Концепции были учтены замечания Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь в части увязки проекта Концепции с индикаторами экономической безопасности, определенными Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, а также с нормами Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата" в части оптимизации сбора и обработки необходимой статистической информации.

Отношение валового внешнего долга к внутреннему валовому продукту установлено на уровне не более 55 процентов, отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг – не более 100 процентов, отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту – не более 25 процентов, отношение платежей по обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке – не более 10 процентов, доля долгосрочных заимствований в общем объеме валового внешнего долга – не менее 50 процентов.

Субъектами управления валовым внешним долгом страны будут являться Правительство и Национальный банк Республики Беларусь.

Общая координация деятельности по управлению валовым внешним долгом, а также непосредственный контроль и выработка управленческих решений по регулированию внешнего долга нефинансовых организаций осуществляется Министерством экономики. При этом, в случае обнаружения возможности превышения критериев безопасности по прогнозным параметрам валового внешнего долга или его составляющих, Министерством экономики вносятся предложения в Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк о необходимости ограничения заимствований по секторам экономики, как экономическими, так и административными инструментами и методами.

Таким образом, реализация настоящей Концепции позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать и поддерживать размеры валового внешнего долга и его составляющих в рамках, обеспечивающих минимизацию рисков и приемлемый уровень экономической безопасности страны.​