Бел | Рус | Eng PDA
новость

от 13.02.2013

Михаил Мясникович провел заседание Совета Министров Республики Беларусь

Заседание Совета Министров Республики Беларусь под председательством Премьер-министра Михаила Мясниковича прошло 13 февраля в Минске. На заседании рассмотрены итоги социально-экономического развития Беларуси за 2012 год и задачи на 2013 год.

Как заявил Премьер-министр, в Беларуси в 2012 году обеспечена внутренняя и внешняя сбалансированность экономики. "В 2012 году нам удалось решить ряд системных задач, – отметил Михаил Мясникович. – Восстановлены и возросли денежные реальные доходы населения, достигнута целевая прибыль и рентабельность производства, а это значит, что выплачены реально заработанные деньги. Обеспечена внешняя и внутренняя сбалансированность экономики, чистый прирост валюты в страну составил $3,2 млрд., бюджет исполнен без дефицита".

В прошлом году сокращен валовой внутренний долг страны по отношению к ВВП, увеличены международные резервные активы страны. Но результаты могли и должны были быть лучше, подчеркнул Премьер-министр. Почти Br21 трлн. добавленной стоимости страна недополучила из-за невыполнения прогнозных показателей 2012 года. Соответственно это отразилось на заработной плате, прибыли, налогах.

Премьер-министр отметил, что ощутимо сказались на общих результатах экономики страны недоработки по городу Минску и по Брестской области. В Минске недополучено добавленной стоимости на Br11,7 трлн., в Брестской области – Br2,2 трлн. Также Михаил Мясникович указал на отставания в объемах промышленного производства на предприятиях Министерства промышленности, концерна "Белнефтехим". Он подчеркнул, что уже допущены отставания на старте года – в январе. Как же тогда будут выполняться годовые прогнозы, обратился с вопросом руководитель правительства к министрам. Он также потребовал активной работы от назначенных недавно руководителей концернов "Беллегпром", "Беллесбумпром", "Белгоспищепром". Они тоже вошли в новый год с невысокими результатами. Государственная поддержка для этих концернов оказывается немалая, поэтому от них ожидают большей отдачи. Михаил Мясникович также обратил внимание руководителей всех уровней на выполнение инновационных проектов, которые направлены на новое качество роста экономики. Без инвестиций, инноваций, модернизации производств сегодня невозможен дальнейший экономический рост, подчеркнул Премьер-министр.

В 2012 году было обеспечено качественное развитие экономики, характеризующееся достижением внешней и внутренней сбалансированности, в том числе улучшены финансовые показатели развития как на макроуровне, так и на уровне субъектов хозяйствования, отмечено на заседании Совета Министров. Профицит консолидированного бюджета составил Br2,6 трлн., или 0,5% к ВВП. Снижено количество убыточных организаций, рентабельность продаж в промышленности и сельском хозяйстве составила 11,9% и 13,8% соответственно. Превышен прогнозный показатель по уровню положительного сальдо внешней торговли – 6% к ВВП при прогнозе 2,3-2,7%. Стабилизирована ценовая ситуация, темп роста индекса потребительских цен составил 121,8% при прогнозе на год 119-122%. Увеличены золотовалютные резервы государства, сокращен валовой внешний долг (58,6% ВВП при показателе 62,3% на начало года). Восстановлена высокая динамика потребительского спроса при росте склонности населения к сбережениям.

Не выполнены 4 из 12 важнейших параметров прогноза на 2012 год. Темп роста ВВП составил 101,5% при прогнозе 105-105,5%, темп роста продукции промышленности – 105,7% (106-107% прогноз). Привлечено прямых иностранных инвестиций на чистой основе $1,2 млрд. при годовом задании $3,7 млрд.

Говоря об эффективности капитальных вложений, Премьер-министр отметил, что за семь предыдущих лет в промышленность вложено за счет всех источников финансирования $31,5 млрд. инвестиций. "В принципе, следовало бы в промышленность направить больше. Но сегодня проблема в том, что и эти вложения дали только $19,2 млрд. прироста добавленной стоимости за названный период", – обратил внимание Михаил Мясникович. "Сегодня, когда страна начала массовую модернизацию, на первое место следует поставить вопросы эффективности модернизации. Не просто модернизация ради модернизации. Каждый вложенный рубль инвестиций должен давать 2-3 рубля добавленной стоимости. Окупаемость основной массы проектов должна составлять 3, максимум 5 лет", – подчеркнул Премьер-министр.

Модернизация в Беларуси должна происходить с учетом вполне определенных приоритетов, отметил Михаил Мясникович. Первое – интеграция с ведущими мировыми компаниями. Второе – развитие частного и частно-государственного сектора. Третье – жесточайший спрос с руководителей. Четвертое – господдержка проектов. Пятое – поощрение директорского корпуса региональных и республиканских руководителей, активно участвующих в вопросах модернизации.

Без инвестиций и инноваций модернизация просто невозможна, подчеркнул Премьер-министр. Руководителям всех уровней нужно особое внимание уделить инновационным проектам, которые направлены на новое качество роста, новую экономику, и под которые глава государства выделил более Br3 трлн. через инновационные фонды, подчеркнул Михаил Мясникович. "Все это своего рода тест для министров и руководителей концернов на профессиональную пригодность. Способны ли руководители отраслей и регионов предложить и реализовать амбициозные проекты, именно проекты будущего", – отметил Премьер-министр. Этот вопрос будет рассмотрен Правительством отдельно.

"Крайне плохо министры, руководители областей и города Минска работают над привлечением выгодных кредитных ресурсов", – выразил недовольство Михаил Мясникович. Премьер-министр поручил сделать ревизию китайских кредитных линий. Сегодня фактически свободно $12 млрд. кредитных ресурсов, предоставляемых по разным направлениям Китайской народной республикой. В то же время эффективных проектов крайне мало, обратил он внимание. Национальный банк снял все ограничения на кредитование юридических лиц в валюте под модернизацию, рекомендованная маржа для банков – до 3 процентных пунктов. Длинная валютная позиция банков страны, то есть превышение валютных требований над обязательствами, – почти Br2,5 трлн., $285 млн.

"То есть деньги есть – нет проектов. Если быть точнее, то и проекты есть, но руководители не хотят участвовать в инвестиционном процессе. Почему? Не хотят рисковать, брать на себя ответственность", – отметил Михаил Мясникович. Будут сделаны серьезные выводы, подчеркнул Премьер-министр.

Михаил Мясникович отметил, что Правительство должно больше уделять внимания крупным кластерам, по своей значимости являющимся национальными проектами.

"В ближайшие шесть месяцев мы должны принять необходимые решения по Лельчицкому промышленному парку. Речь идет о добыче бурого угля для энергетических целей, разработке гранитных карьеров, строительстве железной дороги, а также проектах лесопереработки", – отметил Премьер-министр. В Правительстве этот национальный проект будет вести Премьер-министр.

Также в 2013 году предстоит обеспечить внешними инженерными сетями Белорусско-китайский индустриальный парк и провести необходимую подготовительную работу по реализации первых белорусско-китайских проектов, добавил он. "Я очень рассчитываю на активную работу Минского облисполкома в этом направлении", – отметил Михаил Мясникович.

"Создание таких мощных системообразующих кластеров будет осуществляться с активным участием зарубежных инвесторов", – резюмировал Премьер-министр.

Михаил Мясникович считает целесообразным разрешить валютное кредитование физических лиц на строительство жилья. "Для строительства жилья полагаю целесообразным разрешить кредитование физических лиц в валюте, – отметил Михаил Мясникович. – Прошу Национальный банк и коммерческие банки поддержать".

В текущем году объем средств населения, направляемый на строительство жилья, должен вырасти более чем на Br15 трлн., сообщил Премьер-министр. "И без надлежащей кредитной поддержки по доступным процентным ставкам реализовать это будет просто невозможно", – подчеркнул он.

Как проинформировал в своем докладе Министр экономики Николай Снопков, Минэкономики сформировало перечень из 800 предприятий для возможной продажи национальным и иностранным инвесторам.

"Министерство экономики сформировало перечень предприятий, не соответствующих, на наш взгляд, даже сущности государственного предпринимательства и участия в экономике, – сказал министр. – В этот перечень вошли малые предприятия до ста человек, предприятия с долей государства менее 50% и неплатежеспособные. Из этого списка исключены градообразующие и предприятия, по которым наделено преимущественное право облисполкомам и горисполкомам в приобретении акций. В результате сформирован перечень из почти 800 предприятий".

Николай Снопков уточнил, что на этих предприятиях трудится 7% занятых от общего количества, они обеспечивают 6% выручки и 2% прибыли в общем объеме по стране. Министр аргументировал предложение, почему можно безболезненно реализовать эти предприятия частному инвестору. "Мощнейшая точка роста – это модернизация экономических отношений, – сказал он. – Надо сконцентрировать усилия на развитии доминирующих предприятий, которые действительно заслуживают государственного управления. И в этой связи оптимизировать структуру государственной собственности". Николай Снопков отметил, что нужно сформировать предложения по этим предприятиям, "по наиболее оптимальной их реализации". Преимущество лучше отдать частному национальному и иностранному инвестору. Это предложение нужно представить Президенту для поддержки такого подхода, считает министр экономики.

Для развития и обеспечения необходимого роста экономики нужен ресурс, отметил Николай Снопков. С учетом жесткой денежно-кредитной политики ставки по кредитам достаточно высоки. Поэтому в республике сформирована система нормативно-правовых актов, направленная на поддержку строительства новых и модернизацию действующих предприятий. В рамках сбалансированного бюджета предусмотрена система компенсационных мер.

В соответствии с указом №357 распорядители самостоятельно определяют направления использования средств, только согласовывают с Минэкономики и Государственным комитетом по науке и технологиям соответствующие сметы, расходы. По указу №231 проекты могут быть включены и включаются Минэкономики в соответствующие перечни вплоть до 31 декабря 2013 года. "Министерство однако внесло в правительство проект указа по изменению срока действия этого указа до 2031 года", – отметил Николай Снопков.

На рассмотрении в Администрации находится указ №182. С его принятием для модернизации предприятий будет определен и упрощен порядок компенсации процентов по кредитам, пояснил министр. "Несмотря на то что проект соответствующего решения о внесении изменений находится на рассмотрении в Администрации, организации вправе применять и действующий порядок", – подчеркнул он.

Кроме того, правительством принято постановление о разработке программы комплексной модернизации до 2015 года. Четко определен круг организаций, в обязательном порядке разрабатывающих планы модернизации. Сформировано ядро организаций. Это 711 организаций с долей государства более 50%. Они формируют 60% совокупной выручки страны. Ожидаемый результат – рост выручки на одного человека от реализации в 1,7 раза до $93 тыс. по промышленным предприятиям и в 2 раза до $40 тыс. по сельхозорганизациям.

В то же время, обратил внимание Николай Снопков, среди руководства организаций, министерств, концернов, облисполкомов формируются конкретные иждивенческие настроения о тотальной господдержке всех организаций, в том числе модернизированных, забывая об условиях предоставления средств.

"На сегодня проекты формируются под деньги, а должно быть с точностью наоборот, деньги найдутся под проекты, под конкретные проекты, прежде всего высокоэффективные, с быстрой окупаемостью", – отметил Николай Снопков. Безрисковым источником развития Беларуси в среднесрочной перспективе являются иностранные и внутренние частные инвестиции, подчеркнул он. Таким образом, основной вопрос на данный момент в текущей модернизации – наличие инвестиционных проектов, соответствующих необходимым критериям, прежде всего это на стороне инициативы руководителей предприятий, подчеркнул министр экономики. Кроме того, важнейшим аспектом является модернизация экономических отношении, добавил он.

Также Николай Снопков высказал предложения по мотивации работы руководителей в части привлечения прямых иностранных инвестиций. Варианты мотивации труда были подробно обсуждены участниками заседания Совета Министров. В частности, глава Администрации Президента Андрей Кобяков высказал предложение, что поощрять руководителей нужно не за сами прямые иностранные инвестиции, а за прибыль, создание новых рабочих мест, за реальные результаты, полученные от вложения этих инвестиций.

Говоря о развитии страны в целом, Николай Снопков отметил, что ключевыми условиями для обеспечения роста экономики в 2013 году является недопущение роста инфляции выше 12%. Инфляция – самый главный параметр успеха экономической политики до 2015 года, подчеркнул министр. Достижение этого обеспечивается только через проведение жесткой денежно-кредитной политики, отметил он. Так, кредитование государственных программ должно осуществляться в строго запланированных объемах – Br6 трлн., 1% ВВП. Также должен быть соблюден запланированный объем прироста требований банков к экономике – 17-22%.

"Принципиально в этом году соблюдение всех параметров прогноза. Мы должны ни на йоту не отступить от запланированных индикаторов денежно-кредитной политики, бюджетной политики, параметров экономической безопасности. Это основа прежде всего качественного роста нашей страны", – подчеркнул Николай Снопков.

Как сообщил в своем докладе председатель Государственного комитета по имуществу Георгий Кузнецов, в Беларуси разработан перечень из 103 предприятий, продажа пакета акций которых позволит привлечь $5 млрд.

Госкомимущество, Министерство экономики предложили включить в перечень объектов приватизации акционерные общества и промышленные холдинги. Это ОАО "Беларуськалий", ОАО "Нафтан", ОАО "Гродно Азот", ОАО "БелАЗ" – управляющая компания "БелАЗ-Холдинг", ОАО "БАТЭ" – управляющая компания холдинга "Автокомпоненты". "Итоговый перечень включает 103 предприятия, из них 82 – республиканской собственности, 21 – коммунальной. Ориентировочная стоимость всех этих предприятий составляет около $5 млрд.", – отметил Георгий Кузнецов. Он также подчеркнул, что следует сохранить контрольный пакет акций в данных предприятиях у государства. "Мы предлагаем рассматривать пакеты акций этих значимых предприятий от 10 до 25%, не больше, чтобы сохранить контроль государства в них", – сказал он. Пакеты акций более мелких предприятий можно предлагать к продаже полностью.

В настоящее время Госкомимущество проводит работу по отдельным предприятиям, которые включены в этот перечень. Уже подготовлен проект указа по продаже акций ОАО "Криница". Идет согласование с Минстройархитектуры о продаже акций ОАО "Белгипс". Председатель Госкомимущества добавил, что по этим предприятиям не предполагается получить большие суммы от приватизации.

Георгий Кузнецов констатировал, что результаты приватизации 2012 года не были успешными. "Итоги показали, что выполнение задачи по привлечению прямых иностранных инвестиций от продажи госсобственности не менее чем на $2,5 млрд. возможно при участии правительства, его принципиального решения о возможности продажи, в том числе и высоколиквидных активов", – сказал он. Предложения по приватизации на 2013 год Госкомимущество начало разрабатывать в ноябре 2012 года. По словам председателя комитета, в процессе подготовки документа проявилось формальное отношение к этому вопросу со стороны некоторых госорганов. Сформировать перечень удалось не сразу, проведен ряд согласительных совещаний, однако единая позиция между госорганами все еще не найдена. Тем не менее, министерства и ведомства представили свои предложения по приватизации предприятий, продажа акций которых могла бы обеспечить около $800 млн. Но эта цифра не вкладывается в прогнозный параметр, согласно которому необходимо привлечь от приватизации в 2013 году $2,5 млрд. Поэтому и было предложено включить в перечень приватизации крупные промышленные холдинги и ОАО.​

Фотографии