Бел | Рус | Eng PDA
новость

от 28.10.2014

Михаил Мясникович провел заседание Президиума Совета Министров

Президиум Совета Министров Республики Беларусь рассмотрел итоги работы и предложения рабочей группы, созданной для осуществления комплексного анализа системы образования.

В соответствии с поручением Главы государства такая рабочая группа была создана в сентябре 2014 года распоряжением Премьер-министра.  Группу возглавил Заместитель Премьер-министра Анатолий Тозик. В ее состав вошли ученые, практики, руководители учреждений образования, представители республиканских и местных органов госуправления. За это время проведено семь заседаний в различном формате, в том числе с участием Премьер-министра. Члены рабочей группы тщательно проанализировали состояние системы образования - от дошкольного до высшего, выделили основные проблемные вопросы, которые сдерживают и мешают развитию системы образования, выработали предложения по их решению. Полный отчет о проделанной работе будет направлен на рассмотрение Главе государства. При его согласии с изложенными подходами планируется подготовить и утвердить мероприятия на 2015-2017 годы по реализации поддержанных предложений.

На заседании Президиума Анатолий Тозик озвучил основные вопросы, которые рассматривались рабочей группой. В системе дошкольного образования, в частности, был проведен анализ эффективности использования бюджетных средств, изучены причины и условия, приведшие к нехватке мест в детских садах.

"Члены группы пришли к выводу, что в результате несовершенства законодательства значительная часть бюджетных ресурсов, которая направляется в систему дошкольного воспитания, используется нерационально. По желанию родителей после 6 лет ребенок может продолжать ходить в детский сад, независимо от медицинских показаний. В результате около 25 тыс. детей вместо того, чтобы отправиться в первый класс, продолжают посещать детский сад", - констатировал Анатолий Тозик. Бюджету это обходится почти в Br0,5 трлн.

"Все больше матерей отдают в детсады детей в возрасте до 3 лет, сами же при этом остаются дома, - продолжил Вице-премьер. - Это еще один канал, через который бюджетные средства уходят неоправданно: государство оплачивает матери и пособие по уходу за ребенком, и его содержание в детском саду". В текущем году на содержание одного ребенка в саду в течение года в бюджете предусмотрено Br17 млн.

Продолжая тему дошкольного воспитания, Анатолий Тозик отметил, что рабочая группа также рассмотрела комплекс вопросов, связанных с развитием государственно-частного партнерства в этой сфере, привлечения частного капитала к строительству детских садов. Предлагается создать необходимую нормативную базу для открытия семейных детских садов по принципу приемных семей, где один воспитатель воспитывает 6-8 детей, расширить практику открытия небольших детских садов на первых этажах многоквартирных домов.

Анатолий Тозик сообщил, что при возврате к 11-летнему сроку обучения и сохранении пятидневной рабочей недели в школах Беларусь оказалась в огромном отрыве по количеству учебных дней в учебном году от стран, которые считаются лучшими в международных рейтингах по качеству школьного образования. "У нас 170-173 учебных дня в году, в то время как в странах Западной Европы (Германия, Франция) - 230, в странах Юго-Восточной Азии (Япония, Корея, Китай) - 260", - констатировал вице-премьер. Разрыв становится еще более существенным и опасным, если учитывать, что в этих странах обучение в школах длится 12-13 лет, а количество учебных часов в неделю больше, чем в Беларуси, отметил Анатолий Тозик.

Основное внимание членов рабочей группы было сфокусировано на общеобразовательной школе, поскольку она является не только ключевым звеном в сфере образования, но и ее Ахиллесовой пятой, отметил Анатолий Тозик. "Именно в этом секторе образования выявлено наибольшее количество проблем. Основные из них - это снижение уровня и качества общеобразовательной подготовки учащихся, низкий престиж профессии учителя, зарегламентированность работы школы, низкая мотивация учащихся к учебе, инертность и позиция сторонних наблюдателей у их родителей".

В целом рабочая группа проанализировала все аспекты деятельности общеобразовательной школы - от воспитательной работы до качества учебников и учебных пособий. Подводя итог, Анатолий Тозик высказал мнение, что многие проблемы в системе образования могли бы быть решены и без создания каких-либо рабочих групп. "Для этого только нужны инициативные профессиональные кадры в Министерстве образования", - констатировал Вице-премьер.​