Бел | Рус | Eng PDA
новость

от 30.11.2016

Анатолий Калинин принял участие в совместном заседании палат Национального собрания Республики Беларусь

Заместитель Премьер-министра Анатолий Калинин 30 ноября принял участие в  совместном заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Перед парламентариями Вице-премьер выступил с докладом о деятельности и перспективах развития в сферах жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи.

Говоря ос транспортной сфере республики, Анатолий Калинин  отметил, что географическое положение Беларуси делает нашу страну важным транспортным и коммуникационным центром и государство намерено и дальше развивать это преимущество.

Заместитель Премьер-министра также сообщил, что вклад транспортного комплекса Беларуси в ВВП – порядка 6 процентов. Он является одним из основных источников поступления валюты, в январе – сентябре 2016 года экспорт услуг транспорта составил 2,1 млрд. долларов США, что составляет 42,7 процента экспорта и почти 70 процентов сальдо услуг Республики Беларусь.

Анатолий Калинин также отметил, что все государственные социальные стандарты по обслуживанию населения в области транспорта – выполняются. «Инфраструктура – базис развития экономики. Поэтому, выполняя задачи Президента и Правительства Республики Беларусь, при поддержке депутатов, отраслевых министерств мы уделяем пристальное внимание инфраструктурным проектам в сфере транспорта», - сказал Вице-премьер.

Оценивая дорожную отрасль, Анатолий Калинин отметил наиболее значимые проекты прошедшей пятилетке:  на 500 км увеличена протяженность автомобильных дорог общего пользования, модернизировано более 600 км основных автомобильных дорог (М-4 Минск – Могилев, М-5/Е 271 Минск – Гомель), отремонтировано капитальным 800 км и текущим ремонтом 10 тыс. км дорог. В декабре 2016 г. будет закончено строительство второй кольцевой дороги вокруг г. Минска по новым, прогрессивным технологиям, тем самым полностью замкнуто кольцо протяженностью 160 км.  Также успешно реализуется инновационный для нас проект – внедрение новой системы взимания платы за проезд по платным дорогам (общая протяженность – 1613 км). Ежегодный доход составляет около 130 млн.долларов.

Вице-премьер проинформировал, что кроме этого, в текущей пятилетке Правительством запланированы реконструкции с переводом в I категорию дорог:  М-6 Минск – Гродно, М-8 Орша– Витебск, а также  продолжение реконструкции дороги Р-23 от Слуцк – Солигорск и  завершение строительства обхода г. Витебска. Ведется проектирование, затем предусмотрены  реконструкция автомобильной дороги Р-53 от Кургана Славы до города-спутника Смолевичи, продолжение начатой в текущем году реконструкции мостового перехода через р. Сож около г. Славгород и других путепроводов и мостов.

В железнодорожном транспорте, по словам Анатолия Калинина,  основной приоритет отдается  проектам электрификации, позволяющим на системной основе снижать прямые производственные расходы, увеличивать скорость железнодорожных составов, снижать воздействие на экологию.  «К настоящему времени в республике электрифицировано 20,5 процентов или 1130 км железнодорожных линий. Ведутся  работы по электрификации направления Молодечно – Гудогай – госграница, которые планируется завершить в 2017 году. В перспективе еще один проект – электрификация участка Жлобин – Калинковичи. Таким образом, две важнейшие железнодорожные транспортные артерии Запад – Восток и Север – Юг будут полностью электрифицированы», - заверил Заместитель Премьер-министра.

Кроме того, Анатолий Калинин обратил внимание на системно развивающиеся  перевозки пассажиров поездами городских линий. «Организованы перевозки пассажиров поездами городских линий между Минском и городами – спутниками Заславлем, Руденском и Смолевичами, а также в Национальный аэропорт ”Минск“. В текущей пятилетке будет организовано движение поездов городских линий до городов – спутников Фаниполя и Дзержинска» - сказал он.

«Что касается грузовых перевозок, наш приоритет – развитие контейнерных перевозок», - продолжил Вице-премьер. Наиболее перспективным потоком на сегодняшний день является перевозка в сообщении Китай – Европа – Китай, где сухопутный железнодорожный маршрут выступает альтернативой морскому транспорту и составляет конкуренцию за счет скорости доставки грузов.  «Уже сегодня еженедельно курсирует в среднем 15 контейнерных поездов из КНР в Европу и 11 – в обратном направлении. Мы рассчитываем, что контейнерные перевозки получат дополнительное развитие в рамках создаваемого Экономического пояса Шелкового пути», - сказал Анатолий Калинин.

Заместитель Премьер-министра  также отметил  значительные результаты в сфере воздушного транспорта. «Работу авиационных организаций с экономической точки зрения можно назвать успешной. На протяжении последней пятилетки мы увеличиваем объемы перевезенных и обслуженных пассажиров авиационными организациями на 20 – 30 процентов. В начале ноября 2016 г. главная воздушная гавань страны обслужила трехмиллионного пассажира, что является знаковым событием в суверенной истории Республики Беларусь (темп роста объема обслуженных пассажиров составляет 122 процента), в том числе  авиакомпанией ”Белавиа“  перевезено 2,13 млн. пассажиров», - констатировал Анатолий Калинин.

Он также сообщил парламентариям, что воздушный парк авиакомпании ”Белавиа“  системно обновляется, с государственной поддержкой приобретены 5 новых самолетов, один из которых будет поставлен до конца 2016 года. В течение пяти лет национальным перевозчиком – авиакомпанией ”Белавиа“ открыто свыше 20 новых направлений для выполнения регулярных рейсов.

 Анатолий Калинин обратил внимание, что для дальнейшего успешного развития авиационной отрасли необходимы, прежде всего, высококвалифицированные кадры. «В 2015 году принято решение о создании Белорусской государственной академии авиации. Рассчитываем, что это позволит не только удовлетворять качественные потребности отечественных ведомств и организаций в квалифицированных авиационных специалистах, но и заинтересовать иностранных граждан в прохождении обучения в Республике Беларусь», - сказал Вице-премьер.  Он также отметил, что в 2017 – 2020 годах усилия Правительства в авиационной отрасли будут направлены на строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск, строительство современного авиаремонтного завода, продолжение обновления авиационного парка «Белавиа», оптимизацию стоимости авиационных билетов для пассажиров.

Говоря о строительном комплексе, Заместитель Премьер-министра отметил, что здесь за прошедшую пятилетку проведены коренные преобразования, направленные, прежде всего, на повышение конкурентоспособности строительной продукции, обеспечение населения доступным и качественным жильем. При непосредственной государственной поддержке реализован ряд крупных инвестпроектов по  модернизации производственных мощностей предприятий промышленности стройматериалов. Удалось поправить ситуацию с главными проблемными вопросами – превышением сроков строительства, ростом цен и претензий к качеству. Причем действовали системно – через совершенствование законодательства и повышение ответственности руководителей всех уровней.  Принятые меры позволили ограничить доступ в эту сферу сомнительных структур (сегодня для входа на рынок жилья строительной компании необходимо иметь не менее 15 процентов собственных инвестиций от суммы проекта),  допускать к строительству жилья только ответственных и надежных застройщиков.
 
Анатолий Калинин, сообщил также, что в условиях сокращения объемов льготного кредитования, Правительством совместно с Национальным банком ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы по ипотечному кредитованию и по ее разработке для системы жилищных строительных сбережений. Утвержден план мер до 2020 года по внедрению данных механизмов финансирования жилищного строительства. На завершающей стадии согласования находится концепция жилищных строительных сбережений, которая будет положена в основу создаваемой в республике модели системы жилищных строительных сбережений.

«Мировая практика свидетельствует, что для их успешного развития необходимы три условия: первое - уровень инфляции не более 5 – 8 процентов, второе - процентные ставки по ипотечным кредитам в национальной валюте не более 12 – 15 процентов, третье - доли выплат по ипотеке не выше 35 процентов от чистого годового дохода заемщика. В соответствии с "Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы" к концу пятилетки в республике будут созданы такие условия»,  - выразил уверенность Вице-премьер.

«В соответствии с задачами, поставленными Главой государства, в предстоящей пятилетке активное развитие получат города-спутники. Основными предпосылками развития городов-спутников является оптимизация численности населения г.Минска и одновременно обеспечение жильем минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет создания жилых районов для жителей г.Минска, а также создания рабочих мест, в том числе за счет размещения выносимых из г.Минска производственных объектов. В дальнейшем планируем  развивать в первую очередь города-спутники Руденск и Смолевичи. Так в 2016-2017 годах в развитие городов-спутников планируется направить 63 млн. руб. (деноминированных), в том числе около 8 млн. руб. в развитие Руденска и Смолевичи. Планируется обеспечить уровень транспортных связей г.Минска с городами-спутниками, сопоставимый со столичным», - сказал Анатолий Калинин.

Он также отметил, что определены новые подходы к выделению земельных участков под строительство жилья. «Мы уходим от практики выделения земельных участков для строительства точечных многоквартирных жилых домов и переходим к освоению территории под застройку жилищных комплексов с развитой инфраструктурой, как инженерной, так и социальной, причем социальная инфраструктура возводится в основном на средства застройщиков.  Как положительный пример могу привести новый жилой район ”Новая Боровая“, рассчитанный на строительство 20 тыс. квартир. Хочу отметить, что строятся не просто квартиры, а создается жилая среда. И это важно! Минстройархитектуры, местным органам власти поставлена задача уже с 2017 года проектировать и строить жилье только на таких принципах»,  - подчеркнул Заместитель Премьер-министра.
 
Касаясь жилищно-коммунального хозяйства,  Анатолий Калинин отметил, что его функционирование, в целом, осуществляется на должном уровне, обеспечивается выполнение установленных нормативов социальных стандартов. «Как известно по распоряжению Президента Республики Беларусь в 2014 году работала рабочая группа по изучению проблемных вопросов в ЖКХ. По итогам ее работы был запущен процесс реорганизации жилищно-коммунального хозяйства. Основной акцент делался на снижение затрат, прозрачность их формирования, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг и качества обслуживания населения», - сказал Анатолий Калинин.  

Он сообщил, что в 2015 году завершена реализация Государственной программы ”Чистая вода“ на 2011-2015 годы. За прошлую пятилетку введено 268 новых объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Жители 115 населённых пунктов действительно получили чистую воду. В  настоящее время в рамках Государственной программы ”Комфортное жилье и благоприятная среда“ на 2016 – 2020 годы   работа по обеспечению всех потребителей централизованных систем водоснабжения качественной питьевой водой будет завершена.

Вице-Премьер также обратил внимание, что для удобства потребителей жилищно-коммунальных услуг обеспечивается широкое внедрение новых технологий и автоматизированных информационных систем. С 2016 года в г.Минске функционирует контакт-центр ЖКХ с единым телефонным номером 115. Данная независимая  служба представляет справочно-консультационные услуги населению, осуществляет прием заявок на оказание жилищно-коммунальных услуг или устранение аварийных ситуаций. Созданный интернет-портал ”Мой Горад“ 115.бел позволяет жителям г.Минска с помощью мобильных устройств направлять запросы, касающиеся работы жилищно-коммунального и городского хозяйства.  Такая же практика распространяется и в других городах. В настоящее время Национальным банком и Минжилкомхозом завершается внедрение качественно новой автоматизированной информационной системы расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги и другие услуги – АИС ”Расчет–ЖКУ“.

Анатолий Калинин отдельно остановился  на безналичных жилищных субсидиях. Он напомнил, что с 1 октября 2016 г. начала функционировать система предоставления нуждающимся гражданам государственной поддержки в виде безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Тем самым осуществлен переход от всеобщего субсидирования жилищно-коммунальных услуг и организаций ЖКХ к адресной поддержке социально уязвимых и малообеспеченных граждан (семей).Такая помощь предоставляется на основе заявительного и выявительного принципов.

«В настоящее время по выявительному принципу  приняты решения о предоставлении безналичных жилищных субсидий 2843 неработающим пенсионерам и инвалидам на общую сумму 31,4 тыс. рублей. При обращении за предоставлением безналичных жилищных субсидий по заявительному принципу наблюдается невысокая активность граждан. На 28 ноября 2016 г. за субсидиями обратилось только 400 семей, в отношении которых принято 175 решений (49 процентов): 66 семьям о предоставлении и 109 семьям об отказе в предоставлении субсидий. Размер предоставляемых безналичных жилищных субсидий колеблется  от 1,5 до 248 рублей (многодетная семья). Вопросы предоставления населению безналичных жилищных субсидий находятся на постоянном контроле в Правительстве», - констатировал Вице-премьер. Он также сообщил, что Правительством по результатам отопительного периода 2016/2017 года объективно оценив адресность и эффективность механизма предоставления государственной поддержки населению при оплате жилищно-коммунальных услуг, выявив его ”уязвимые“ места, планируется принять дополнительные меры по социальной защите нуждающегося в ней населения. К участию в данной работе  Заместитель Премьер-министра пригласил и депутатский корпус.

Отвечая на вопросы парламентариев во время заседания,  Анатолий Калинин сообщил, что затраты на безналичные жилищные субсидии будут вдвое меньше, чем на перекрестное субсидирование. Вице-премьер отметил, что в 2015 году просчитывалась доля перекрестного субсидирования в ВВП - тогда она составила около Br10 трлн (неденоминированных).

На вопрос, какие меры предпринимает правительство для ликвидации перекрестного субсидирования, Анатолий Калинин ответил, что был принят указ о введении безналичных жилищных субсидий. "Таким образом, мы переходим от субсидирования отраслей, где иногда теряются деньги, к адресному субсидированию граждан. Пока трудно сделать полный анализ затрат на жилищное субсидирование граждан, более точный расчет будет сделан в первом полугодии 2017 года. Но я уверен, что эта сумма будет к тем Br10 трлн составлять менее половины", - пояснил он.

Также Анатолий Калинин отметил, что во всем мире существует разная тарифная политика для граждан, промышленных предприятий и других категорий плательщиков по электроэнергии. "Наша задача - в первую очередь защитить и снизить нагрузку на граждан при оказании ЖКУ. Что касается электроэнергии, то при вводе первого энергоблока БелАЭС планируется в значительной степени снизить нагрузку на реальный сектор", - добавил Вице-премьер.

Общаясь с журналистами  по итогам заседания,  Заместитель Премьер-министра  также заверил, что государство создаст все условия для защиты социально уязвимых слоев населения при оплате услуг ЖКХ. Анатолий Калинин напомнил, что стоимость некоторых услуг ЖКХ в 2017 году повысится только на $5. Все остальные издержки будут покрываться за счет снижения затрат организаций системы ЖКХ.

"Для того чтобы не было каких-либо потрясений и сложностей при начислении уже в январе, вводится система безналичных жилищных субсидий", - сказал Вице-премьер. "Не будет потрясений для граждан, которые обязаны получить безналичные жилищные субсидии. Государство создаст все условия для защиты этих граждан", - подчеркнул Анатолий Калинин. При этом он призвал в полной мере пользоваться системой защиты прав потребителей при предоставлении услуг ЖКХ.





Фотографии