Представление Программы деятельности Правительства на 2018-2020 годы

31 октября 2018 года Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Румас на заседании Палаты представителей представил Программу деятельности Правительства на 2018-2020 годы.

Как отметил Сергей Румас, представленная Программа деятельности Правительства на 2018-2020 годы подготовлена в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Эта Программа ”вмонтирована“ в единую систему действующих программных документов и реализуемых мер экономической и социальной политики. Прежде всего – это Программа социально-экономического развития, стратегия развития финансового рынка до 2020 года, пакет из 20 государственных программ развития отраслей и сфер деятельности. «В этих документах закреплены задачи, отвечающие современным требованиям развития экономики, решение которых позволит повысить устойчивость страны к внешним и внутренним вызовам. Правительство поддерживает принцип соблюдения четкой иерархии программ и планов на основе программно-целевого метода планирования. Все документы ориентированы на единые цели и приоритеты. Это необходимое, но не достаточное условие для сбалансированного развития экономики, финансовой системы и социальной сферы страны», - отметил он.

По словам Премьер-министра, важно комплексно обеспечить реализацию всех положений, предусмотренных принятыми программными документами. И это задача не только Правительства. Здесь должны быть консолидированы усилия органов государственного управления на всех уровнях.

Сергей Румас обратил внимание, что Программа отличается рядом особенностей, которые определили подходы к ее разработке и содержанию. «Первое. Ее подготовка основывалась на фундаментальных принципах: равенство всех форм собственности; невмешательство в добросовестную конкуренцию; системность и комплексность принятия решений; инициатива и личная ответственность всех членов Правительства. Второе. Главным целевым ориентиром действий Правительства определено повышение жизненного уровня белорусского народа.  На реализацию данной цели настроен весь инструментарий экономической политики – начиная от переориентации бюджетно-налоговой политики на решение социальных задач и создание стимулов для развития предпринимательской инициативы до переформатирования региональной политики, которая предлагает решать проблему сокращения межрегиональной дифференциации по уровню и качеству жизни населения в тесной кооперации с местными органами управления. Мы не говорим о льготах, бюджетной поддержке – мы говорим о создании условий, когда белорусу дается возможность заработать на достойный уровень жизни», - подчеркнул он.

Говоря об основных принципах Программы, Сергей Румас отметил, что в Правительстве пересмотрели структуру документа и выстроили организационную составляющую его реализации. «Так, определены конкретные цели и задачи для руководителей государственных органов, а также механизмы их реализации. Предусмотрены оцифрованные индикаторы, характеризующие достижение целей Программы. Установлена персональная ответственность руководителей государственных органов за достижение этих целей. За каждым разделом Программы закреплен член Правительства, обеспечивающий координацию решения поставленных задач. Программой предусмотрено решение отдельных вопросов реализации Программы оциально-экономического развития на 2016 – 2020 годы, выполнение которых отложено в связи с отсутствием согласованной позиции у органов государственного управления. Среди основных, это: разделение функций собственника и регулятора в управлении организациями с долей государственной собственности. Первый шаг в этом направлении уже сделан.  Правительством принято постановление, которым  закреплены функции проведения отраслевой политики за республиканскими органами государственного управления и определена Концепция отраслевой политики; декриминализация экономических рисков. Мы поддерживаем конструктивный диалог между Правительством и силовыми ведомствами. Прорабатываются вопросы отмены уголовных преследований за нарушения в сфере налогового законодательства, а также изменение подходов по применению к предпринимателям налоговых последствий по хозяйственным операциям, оформленным не имеющими юридической силы первичными учетными документами», - отметил Сергей Румас.

По его словам, в Программе учтены либо усилены приоритетные для текущего состава Правительства направления работы, 10 топ – задач. «Развитие бизнес-среды и создание комфортных условий ведения бизнеса; опережающее развитие сферы услуг; формирование ”ИТ-страны“ и масштабная цифровизация всей экономики; проведение эффективной бюджетно-финансовой и налоговой политики; обеспечение устойчиво низкого уровня инфляции; эффективное управление государственной собственностью; активизация внешнеэкономической деятельности; совершенствования инвестиционной политики; снижение межрегиональной дифференциации; обеспечение достойных условий жизни населения и оплаты труда», - сообщил  Премьер-министр.

По словам Сергея Румаса, в Программе нашел отражение системный документ Главы государства – седьмой Декрет. Практическая реализация заложенных в нем принципов является одним из приоритетов работы Правительства. В качестве ориентира при формировании и выполнении государственных программ для роста частного бизнеса Правительством принята Стратегия развития предпринимательства. Следующим шагом будет актуализация Государственной программы ”Малое и среднее предпринимательство“. По его словам, необходимо обеспечить бизнес реальной финансовой поддержкой, потому что критически важно, чтобы опережающими темпами росли инвестиции частного бизнеса, основанные на взвешенных инвестиционных решениях. «В этом направлении также важно обеспечить доступность финансовой поддержки для предпринимателей не только в столичном регионе, но и по всей территории республики. С 2019 года будет внедрен механизм оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в сфере предпринимательства. Необходимо создать прозрачное, предсказуемое законодательство, исключающее принятие избыточных обременений и новых барьеров для развития бизнеса. Сформировать правовую среду, которая станет для инвестора гарантом стабильности работы на нашем рынке.  На решение этих вопросов направлены положения новых проектов Закона об инвестициях и Декрета №10. Предполагается снизить нагрузку на инвестора в период реализации инвестиционного проекта, устранить проблему ”мнимых“ льгот, ввести единый для инвесторов размер ответственности при нарушении условий договоров, унифицировать нормы инвестиционного законодательства с иными нормативными документами», - заверил Сергей Румас.

Говоря о цифровизации экономики, руководитель Правительства подчеркнул, что сегодня все страны так или иначе идут по пути цифровой трансформации экономики. Поэтому первоочередная задача для Правительства – обеспечение формирования комплексного плана реализации Декрета № 8 Главы государства. «Предусматривается организация всего процесса цифровизации: от инфраструктурных вопросов и научного обеспечения до информатизации в различных сферах экономической деятельности для повышения эффективности предприятий и организаций. И если для сферы услуг вопросы цифровой трансформации не новы, то в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве предстоит масштабное внедрение ключевых технологий, которые определят будущую экономику – ”умный завод“, промышленный интернет, использование больших данных,  ”зеленое“ строительство, точное земледелие и другие. Одновременно стоит задача по подготовке специалистов, обладающих соответствующими компетенциями», - сообщил Сергей Румас.

По его слолвам, в бюджетно-финансовой сфере основной акцент будет сделан на внедрение эффективной системы оценки фискальных рисков и принятия решений по их минимизации. «Эта задача будет решаться в рамках разработки Государственной программы управления финансами. В оставшийся период пятилетки будут приняты меры по включению в государственные программы непрограммных расходов республиканского и местных бюджетов. Результатом принимаемых мер должно стать ежегодное снижение не менее чем на 10 процентов расходов бюджета на оказание всех видов государственной поддержки. При этом требования к оказанию самой государственной поддержки также существенно повысятся. Ее получение  в индивидуальном порядке будет возможно в исключительных случаях и только по решению Главы государства», - заверил он.

Сергей Румас также сообщил, что при активном участии бизнес сообщества комплексно переработан и подготовлен проект новой редакции Налогового кодекса. Основной упор в документе сделан на упрощение налогового администрирования, обеспечение простоты и понятности норм Кодекса. Кроме этого в нем реализован и ряд системных мер, направленных на снижение налоговой нагрузки, что в свою очередь станет дополнительным стимулом для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, реинвестирования прибыли в развитие производства.

Руководитель Правительства также отметил, что в соответствии с поручением Главы государства совместно с Национальным банком предстоит работа над развитием финансового рынка. Выработаны и направлены Главе государства предложения по развитию всех его сегментов – банковской, страховой, лизинговой деятельности, рынка ценных бумаг, деятельности микрофинансовых организаций и других.

Говоря об эффективном управлении государственной собственностью, Сергей Румас отметил, что основные направления работы в этой сфере сформированы с учетом предложений, представленных в Правительство Советом Республики Национального собрания, предпринимательским сообществом. «В Программе сделан акцент на совершенствование управления стратегическими организациями. Таких по стране три с половиной тысячи. Очевидно, что возможности непосредственно Правительства по организации надлежащего управления ими ограничены. Поэтому будем пересматривать все аспекты управления такими организациями: структуру управления, профессиональный владельческий надзор, стандарты корпоративного управления, выход на международные финансовые рынки. В качестве ключевого мероприятия на ближайшую перспективу мы видим разработку закона о госсекторе с новой идеологией», - отметил он.

По словам Сергея Румаса, важнейшим источником экономического роста был и остается экспорт, поэтому развитию внешнеэкономической деятельности посвящено три раздела Программы: диверсификация, поддержка экспорта и экономическая интеграция. «Первая задача в данной сфере – уменьшение сырьевой составляющей экспортной номенклатуры с одновременным улучшением ее качества. Задача не нова: мы должны экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых. Важнейшим приоритетом экспортной стратегии Правительство рассматривает развитие экспорта услуг. Это сфера не требует большой материально-сырьевой базы, но за счет нее мы можем существенно нарастить наше присутствие на внешних рынках. Парк высоких технологий, медицинские услуги, транспорт, логистика, строительство и туризм являются реальным резервом роста валютных поступлений в страну. В Программе определены мероприятия, направленные на создание условий для динамичного роста данной сферы, а также рост экспорта услуг темпами, опережающими рост экспорта товаров. К 2020 году их доля в валовом экспорте должна составить не менее 25 процентов. Третье. Регионально-страновая и товарная диверсификация экспорта. Проблема широкого присутствия на одном рынке требует решения. Поэтому среди основных задач в данной сфере – обеспечение к концу пятилетки равного распределения товарных экспортных поставок между рынками ЕАЭС, ЕС и стран ”дальней дуги“. Четвертое. Будем стимулировать экспортную деятельность малых предприятий. Цель – нарастить в
2020 году присутствие малого и среднего бизнеса в экспорте товаров до 35 процентов. Пятое. Продолжим поддерживать отечественных экспортеров через схему указов Главы государства № 466 и № 534. Правительством ведется работа по повышению эффективности этих механизмов поддержки экспорта. Предусматриваем продление срока действия 466-го Указа. Предлагается распространить его действие на рынки третьих стран, а также расширить формы внешнеторговых расчетов», - сообщил Премьер-министр.

По словам Сергея Румаса, в рамках Указа № 534 планируется предоставление краткосрочных экспортных кредитов для оплаты всей стоимости экспортного контракта.

Касаясь инвестиционной политики, Сергей Румас отметил, что в данной сфере поставлена амбициозная задача – создание в Республике Беларусь лучших в ЕАЭС условий для привлечения инвестиций. «Для этого определен ряд мер – от совершенствования отечественного законодательства до создания в стране особого правового режима по заключению и реализации специальных инвестиционных договоров. Соответствующий нормативный документ уже готовится. Будет сделан акцент на реализацию высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов. Сегодня мы уже не можем себе позволить, чтобы ограниченные финансовые ресурсы вкладывались в непросчитанные проекты, реализуемые менеджерами без соответствующих компетенций. Кроме этого, в целях поддержания инвестиционного имиджа страны в государственных органах будут определены должностные лица, ответственные за досудебное урегулирование инвестиционных споров и защиту интересов Республики Беларусь в международных арбитражных судах», - отметил он.

По словам Серея Румаса, отдельным блоком в Программе (как системная задача) выступает региональная политика, целью которой является сокращение межрегиональной дифференциации. «Добиться этого возможно в первую очередь за счет рационального распределения производительных сил по стране и концентрации ресурсов в центрах экономического роста. При этом необходимо обеспечить человеку свободный доступ к возможностям таких центров. В качестве новых инструментов достижения поставленной цели: упрощенные условия для отчуждения неиспользуемого госимущества в ”обмен“ на минимум два рабочих места и пятилетний мораторий на их проверку; бюджетная самостоятельность при не снижении дотаций из республиканского бюджета; формирование пакета предложений по дополнительным преференциям для создания промышленных микро-, малых и средних предприятий отечественным бизнесом и иностранными инвесторами на территории районов со сложным экономическим положением», - подчеркнул руководитель Правительства.

Сергей Румас напомнил, что ключевыми задачами для Правительства являются повышение уровня жизни населения и обеспечение достойной оплаты труда. «В политике доходов производственного сектора будет сохранен принцип роста заработной платы через увеличение производительности труда. В первую очередь акцент будет сделан на низкооплачиваемые категории работников. В Правительстве прорабатываются подходы по доведению размера минимальной заработной платы до ее приемлемого уровня – не ниже минимального потребительского бюджета», - отметил он.

Премьер-министр сообщил, что планируется реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Эта работа позволит решить ряд серьезных вопросов. «Во-первых – упростить структуру и механизм формирования заработной платы бюджетников и сделать ее более понятной. Во-вторых, расширить возможности для руководителей бюджетных организаций по стимулированию работников, в том числе с учетом отраслевой специфики. В-третьих, установить равномерную дифференциацию тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы. Соответствующие предложения уже внесены на рассмотрение Главы государства. Целевой показатель – соотношение заработной платы в бюджетной сфере не ниже 80 процентов от средней заработной платы по стране», - пояснил он.

Также Сергей Румас подробно рассказал о некоторых ключевых направлениях отраслевого и секторального характера. «Меры, направленные на рост конкурентоспособности предприятий можно условно разделить на два блока: 1) максимальное задействование внутренних резервов на каждом конкретном предприятии (микроуровень). 2) создание дополнительных системных макроэкономических и отраслевых условий. Эти меры будут решаться одновременно, в тесной увязке друг с другом. Без нормализации экономики на уровне организации не будет возможности для создания стабильных макроусловий – и наоборот», - отметил он.

По словам Премьер-министра, важнейшим направлением повышения эффективности промышленности определено обеспечение конкурентоспособности промышленного комплекса с целью наращивания экспортного потенциала страны. «Первое. Совершенствование управления промышленным комплексом. Предполагается совершенствование холдинговых структур, внедрение передовых практик корпоративного управления, современных систем управления качеством продукции и цифровых технологий. Второе. Повышение конкурентоспособности отраслей традиционного сектора экономики. Акцент будет сделан на модернизированные производства, базирующиеся на переработке местных сырьевых ресурсов. Как уже отмечалось – задача повысить глубину переработки ресурсов на данных предприятиях. Третье. Развитие высокотехнологичного сектора промышленности. Потенциальные точки роста – Великий камень, Парк высоких технологий, Болбасово, СЭЗы. Кроме этого, в промышленный блок Программы включены конкретные задачи и механизмы реализации интеграционной политики, приоритеты развития конкретных отраслей, указаны важнейшие инвестиционные проекты как основные инструменты их достижения.  Четвертое. Рациональное импортозамещение. Белорусским предприятиям не только нужно активно выходить на внешние рынки, но и ”не забывать“ про внутренний рынок. Важно перенимать технологии, привлекать инвесторов с новейшими технологиями и производить по импортозамещению все необходимое», - отметил Сергей Румас.

Говоря об энергетической системе, руководитель Правительства отметил, что главная задача здесь – завершение строительства атомной станции и ее интеграция в экономику страны. Параллельно необходимо вырабатывать стратегию расширения экспортного потенциала отрасли. Для этого планируется модернизация действующих энергогенерирующих мощностей, а также строительство и реконструкция электрических и тепловых сетей.

В АПК много уже сделано для повышения эффективности сельского хозяйства, обеспечения роста прибыли, сокращения затрат. Все механизмы решения этой задачи предусмотрены в Государственной программе развития аграрного бизнеса на 2016-2020. Необходимо продолжить ее реализацию.

Сергей Румас сообщил, что Главой государства поддержаны предложения Правительства по совершенствованию механизмов финансового оздоровления сельхозорганизаций – подписан Указ № 399. «Важно, чтобы заложенные в нем новации не остались на бумаге, а активно использовались местными органами власти на местах. Мы должны добиться в сельском хозяйстве эффективного производства и реализации продукции, чтобы к концу пятилетки темп экспорта сельхозпродукции и продуктов питания увеличился на 30 процентов к 2017 году», - сообщил он.

Также Сергей Румас отметил, что среди приоритетов – строительство качественного и доступного жилья, повышение эффективности работ в строительной отрасли. «Правительством заканчивается разработка Стратегии развития строительной отрасли до 2025 года. Документ находится на завершающем этапе его утверждения. В основе – комплексная оптимизация затрат, улучшение качественных характеристик возводимых сооружений. Драйвером развития выступит жилищное строительство. Акцент будет сделан на поддержку индивидуального и малоэтажного домостроения. Жилищное строительство не потеряет своей социальной направленности. Предусмотрен ежегодный ввод жилья с государственной поддержкой в объеме не менее 900 тыс. кв. м, при этом преимущественная часть жилья будет возводиться для многодетных семей. Также будут приняты меры по повышению ответственности госзаказчиков и проектных организаций. К 2020 году, наконец, должны заработать жилищные строительные сбережения и ипотечное кредитование.Принятие указанных мер позволит увеличить показатель средней обеспеченности жильем до 27,3 кв. метра на одного жителя страны», - отметил Премьер-министр.

Сергей Румас обратил внимание, что мероприятия Программы носят характер прямого действия, поэтому разработки дополнительных планов по их реализации на уровне Правительства не потребуется. «Разработка нормативных правовых актов по реализации положений настоящей Программы будет закреплена в ежегодном плане подготовки законопроектов, а также осуществляться согласно перечню нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Программы социально-экономического развития на 2016 – 2020 годы. Достижение всех поставленных задач возможно только в случае сохранения макроэкономической стабильности. В противном случае будет поставлен под угрозу не только экономический рост, но и достигнутый уровень благосостояния нашего народа. Поэтому Правительство продолжит тесную координацию социально-экономической и денежно-кредитной политики с Национальным банком. С Национальным собранием и Администрацией Президента Республики Беларусь мы будем взаимодействовать в части совершенствования законодательства и выполнения поручений Главы государства. Задачи устойчивого развития регионов можно решить только задействуя в полной мере потенциал местных органов власти», - отметил он.

Премьер-министр отметил, что основным результатом реализации настоящей Программы должна стать конкурентоспособная экономика, позволяющая обеспечить темпы развития Республики Беларусь выше среднемировых и создать основу для достижения к концу 2025 года валового внутреннего продукта в размере не менее 100 млрд. долларов США.

Также Сергей Румас ответил на вопросы депутатов.

По итогам заседания Палата представителей одобрила представленную Программу деятельности Правительства.

Фото БелТА

Распечатано с сайта www.government.by
Адрес публикации http://www.government.by/ru/content/8356
распечатать