Бел | Рус | Eng PDA
новость

от 25.02.2021

Игорь Петришенко: Сегодня журналист должен быть универсальным медиаработником, уметь работать на разных платформах – в газете, на сайте, в соцсетях и мессенджерах

Итоги деятельности отрасли СМИ и печати в 2020 году подведены сегодня на коллегии Министерства информации с участием Заместителя Премьер-министра Беларуси Игоря Петришенко.

«Год был непростой. Турбулентный. Информационная война, а это именно война, которую развязали против нашей страны, не закончилась до сих пор. Но Министерство со своими задачами в целом справилось. Наши СМИ с достоинством вышли из этой ситуации. И продолжают твердо отстаивать государственные интересы и приоритеты», - отметил вице-премьер.

Он также подчеркнул, что подготовка к шестому Всебелорусскому народному собранию показала,  Министерством выстроена системная работа в медиасфере, налажено действенное взаимодействие со СМИ всех уровней. СМИ в свою очередь продемонстрировали умение быстро перестраиваться, работать активно, ярко подавать информацию.

В то же время, вице-премьер обратил внимание на анализ работы информационного поля страны, который показывает, что есть вопросы, которые необходимо прорабатывать и решать Министерству совместно с руководством СМИ и местными органами власти.

Говоря о региональных печатных СМИ, Игорь Петришенко обратил внимание, что, несмотря на глобальную цифровизацию, данные СМИ составляют значительный сегмент информационного поля страны.

«Общемировая тенденция снижения тиражей печатных изданий не миновала и нас. Тем более что рынок печатных СМИ в Беларуси характеризуется высокой насыщенностью и конкурентностью. И в этой борьбе нам не  всегда удается выигрывать. В первую очередь это относится к региональным газетам, которые обеспечивают охват всей территории страны. При этом у «районок» есть свой читатель. О качестве районных газет мы говорили на итоговой коллегии в прошлом году. Многое за этот период сделано. Редакциями принимаются меры по изменению дизайна газет, качества их наполнения, по внедрению многоканальности в распространении информации», - сказал Заместитель Премьер-министра.

По его мнению, чтобы удержать свою аудиторию, региональные медиа должны отвечать на вызовы времени, уметь быстро адаптироваться к потребностям читателя. Верстка и наполнение многих газет еще  нуждаются в модификации, «осовременивании». Издания должны быть полноцветными. Газетный контент, который предлагается читателю, должен быть уникальным и качественно отличаться от того, что можно найти на интернет-ресурсах. Тем более, что на фоне возникающих «фейковых“ новостей и информационных «вбросов» у аудитории возникает запрос на профессиональную и объективную журналистику.

«Всем региональным СМИ необходимо трансформироваться в мультимедийные ресурсы, уметь создавать контент не только для печатной версии, но и для сайта и соцсетей. Отдельные региональные СМИ именно так и работают. Данную практику нужно распространить на все региональные СМИ. Прошу Мининформ, облисполкомы, Минский горисполком обратить пристальное внимание на эти вопросы. Приоритетным направлением работы для региональных СМИ должно стать создание качественного медиапродукта. Необходимо добиваться повышения авторитета региональных СМИ и уровня доверия к ним населения», - заявил вице-премьер.

В ходе коллегии Игорь Петришенко также обратил внимание на недостаточную работу с ведомственным СМИ, считая их узкоспециальными и не требующими особых подходов в формировании контента. Однако, по его мнению, у таких изданий есть своя аудитория. «Тираж «Медицинского вестника» – более 34 тысяч экземпляров, «Настаўніцкай газеты» – более 30 тысяч. Поэтому на площадках ведомственных СМИ должны обсуждаться не только насущные проблемы развития отрасли. Должна быть актуальная и содержательная информация по всем вопросам жизни государства. Необходимо максимально освещать мероприятия, которые проводятся государством для людей и в интересах людей. Поручаю всем руководителям министерств кардинально изменить подход к ведомственным СМИ. Игорь Владимирович (Луцкий), продолжите мониторинг этих СМИ, который была начат в ходе подготовки к Всебелорусскому народному собранию. Там, где это необходимо, акцентируйте внимание соответствующих министерств на имеющих недостатках. Оказывайте министерствам методическую помощь», - сказал Игорь Петришенко.

Подводя итоги работы  отечественных электронных СМИ, Заместитель Премьер-министра отметил, что для телевизионщиков этот год был особенно непросты. «Именно вы оказались и на острие борьбы, и на острие критики. И вы выстояли. Доказали, что являетесь истинными патриотами своей страны.  За последние полгода у нас стала развиваться авторская журналистика, которая характерна для многих телеканалов мира. Наши телеканалы нашли и показали журналистов, которые имеют свое мнение, ярко, смело и напористо его высказывают. Считаю, что телевидение должно быть именно таким – активно транслировать зрителю четкую, прогосударственную, патриотическую позицию современными инструментами журналистики. Вы уже показали, что можете так работать. Так развивайтесь и дальше в этом направлении. Не останавливайтесь», - сказал Заместитель Премьер-министра.

Отдельно он заострил внимание на вопросах финансово-хозяйственной деятельности телеканалов. «Есть объективные причины для падения доходов. Мы их прекрасно знаем. Но также мы знаем и о том, что государство оказывает телеканалам действенную финансовую поддержку и бесконечно возрастать она не может. Значит, нужно искать резервы, перестраивать работу.  Телеканалам необходимо заранее продумывать все проблемные финансовые вопросы. Искать пути их решения, не уповая на бюджетные деньги. Не делать этого в последний момент, как это было в прошедшем году. Поручаю Мининформу совместно с руководителями ведущих телеканалов обеспечить своевременный анализ их финансового состояния и поиск путей решения имеющихся проблем»,  - резюмировал Игорь Петришенко.

Особое внимание вице-премьер уделил работе в сети интернет. «Мы с вами конкретно ощутили, как медиапространство может формировать картину мира. При этом новые технологии и подходы в развитии медиасферы формируют и новые угрозы для информационной безопасности страны. Сегодня полностью очевидно, что газетам и журналам, как республиканскими, так и региональным, чтобы сохранить свои печатные версии, надо активнее работать в интернет-пространстве. Причем не только посредством развития собственных порталов и сайтов, но и на площадках иных интернет-ресурсов. В последнее время резко возросла конкуренция отечественным традиционным медиа со стороны социальных сетей и мессенджеров. Мы с вами являемся свидетелями, как буквально в считанные часы телеграм-каналы становились для белорусских граждан источником получения оперативной информации. Одновременно резко выросло число различного рода ”фейков“. И в этом поединке государство уступает недружественным мессенджерам», подчеркнул Заместитель Премьер-министра.

По его мнению, для молодых граждан именно социальные сети, различные мессенджеры и мобильные приложения стали первостепенным источником получения информации. «К сожалению, несмотря на достаточно ощутимую работу в данном направлении, проведенную всеми государственными СМИ в 2020 году, ее эффективность на этих платформах пока оставляет желать лучшего. Министерства пытаются активизировать работу в соцсетях и телеграм-каналах, но пока эффективной эту работу назвать нельзя. Материалов, рассчитанных на молодежь, на интернет-ресурсах по-прежнему недостаточно. Дифференциации в подаче материала для различных возрастных групп – просто нет. Как правило, на всех каналах (я имею в виду социальные сети) размещается один и тот же контент. Да, это неплохо, но мы забываем, что у каждой платформы – своя аудитория и своя специфика», - сказал Игорь Петришенко.

Одним из решений данной проблемы, считает  Заместитель Премьер-министра, должно стать появление новых государственных сетевых изданий, а также активизация работы министерств, местных органов власти в соцсетях и мессенджерах. Значение Мининформа как координатора работы в этом направлении первостепенно.

Отмечая работу книгоиздателей, Игорь Петришенко заявил, что, несмотря на активное развитие новых технологий, книги не утратили своей актуальности, особенно в период пандемии. «Да, мы много издаем. Да, наши книги отмечаются наградами на международных выставках и ярмарках. Но гарантом существования в современном обществе понятия ”книга“ и в целом печатного слова является даже не это, а само отношение в обществе к книге и чтению. В этой связи необходимо продолжить работу по их популяризации, - сказал вице-премьер. - Нужно держать руку на пульсе, понимать запросы читателей, проводить серьезные маркетинговые исследования книжного рынка. Как известно, популярность у аудитории порождает монетизацию продукции книгоиздания».

Отдельно высказался Игорь Петришенко о Дне белорусской письменности. «Фактически он у нас сводится к разовой акции. Например, мы ежегодно вручаем литературные премии. Но после торжественной церемонии лауреаты этих премий исчезают. Их нет на телевидении, они не встречаются с молодежью. Однако работа в данном направлении должна вестись постоянно, и до вручения премий, и после церемонии. Нам необходимо поднимать интерес к современным белорусским писателям. Неужели нет интересных произведений, по которым, к примеру, можно снять фильм? Ведь в чем проблема киностудии «Беларусьфильм»? Это не база – она есть, и не специалисты, они тоже есть, и не финансы – они появятся. Проблема – в сценариях, в сюжетах, на основе которых можно было бы снять фильм, достойный показа самому взыскательному зрителю», - подчеркнул Заместитель Премьер-министра.

«Книготорговля должна отвечать запросам современных покупателей. Нужно организовать активную торговлю книжной продукцией в интернете, став достойными конкурентами в этом вопросе частным ресурсам. В том числе, используя возможности социальных сетей. Займитесь серьёзно пропагандой книги. Надо более активно задействовать такой инструмент, как социальная реклама – на телевидении, в метро, в соцсетях. Вы сами должны формировать интерес у своих потенциальных покупателей. Поручаю Министерству сосредоточить усилия на увеличении объемов реализации книжной продукции и расширении рынков ее сбыта», - сказал вице-премьер.

Игорь Петришенко во время заседания заострил внимание на кадровом вопросе. «Цифровые технологии влияют не только на работу СМИ. Они кардинально меняют и работу журналистов. Сегодня журналист должен быть универсальным медиаработником, уметь работать на разных платформах – в газете, на сайте, в соцсетях и мессенджерах. Уметь не только написать текст, но грамотно его подавать и размещать, - подчеркнул вице-премьер.  -  Журналистам необходимы современные знания в области продвижения сайта, видеомонтажа, работы в соцсетях. Более того, для работы, например, в соцсетях мало знаний и умений, нужны энтузиазм и креативность. Организовать эту работу могут только грамотные, подготовленные кадры».

Заместитель Премьер-министра  поручил Мининформу продолжить практику проведения региональных обучающих семинаров для журналистов. «Такой опыт у вас есть. Кроме того, Мининформу совместно с редакциями региональных СМИ, факультетом журналистику БГУ необходимо проработать возможность проведения курсов повышения квалификации в области цифровых СМИ. Думаю, что региональные редакции не откажутся направить своих работников на такие курсы», - сказал вице-премьер.

Завершая свое выступление Игорь Петришенко подчеркнул, перед отраслью стоят важнейшие задачи. «Сегодня актуальным как никогда является вопрос эффективности деятельности всех СМИ в формировании позитивного облика Беларуси. В стране ежегодно проводится большое количество различных знаковых мероприятий, призванных не только консолидировать общество, но и показать всему миру, насколько в Беларуси заботятся о гражданах, чтят свою историю, сохраняют память о важнейших событиях в судьбе народа. Максимально используйте их для продвижения государственной информационной политики на всех возможных площадках. Активно задействуйте мобильные версии и социальные сети. Мининформу необходимо во взаимодействии с руководителями СМИ, органами государственного управления, местными органами власти организовать действенную работу по решению поставленных задач», - поставил задачу Заместитель Премьер-министра.

«Имеющиеся достижения – это результат ваших трудов, вашего профессионализма, неравнодушия, твердой гражданской позиции. Хочу поблагодарить вас и всех ваших коллег за плодотворную работу. Уверен, что вы и дальше будете трудиться с полной отдачей на благо своей страны», - резюмировал Игорь Петришенко.