Около 1,5 тыс. учебных программ и планов вузов были приведены в соответствие со стандартами. Об этом во время итоговой коллегии Министерства образования сообщил Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко.
"У нас все направления, которые касаются сферы образования, являются приоритетными. Сегодня мы подробно обсуждаем, где в системе еще есть резервы, которые позволяют совершенствовать все уровни образования. Будем говорить о дошкольном образовании, то есть о подготовке наших детишек к тому, чтобы они качественно усваивали учебную программу. Ведь существуют определенные особенности, в том числе и дети с особенностями. Мы плотно помогаем и родителям, и педагогам адаптировать этих детей для того, чтобы они могли в полной мере усваивать учебную программу. В центре внимания также вопросы, связанные с общим средним образованием, - это наши школы. Говорим обо всем, начиная с учебников, заканчивая качеством преподавания, а также излишним количеством бюрократической документации в школах. Обсудим вопросы, связанные с питанием наших детей в школе, здесь мы внедрили качественно новые подходы, которые в том числе учитывают ассортиментные предпочтения детей", - рассказал Игорь Петришенко журналистам до начала заседания итоговой коллегии.
Большое внимание будет уделено и патриотическому воспитанию молодежи. "Это краеугольный камень, если хотите, особенность белорусского образования: мы занимаемся и воспитательной, и патриотической составляющей обучения. Это важно для того, чтобы мы формировали настоящих полноценных граждан, которые станут специалистами своей страны. Что касается высшего образования, здесь мы обсудим и профориентационные аспекты, и целевую подготовку, ведь человек уже со школьной скамьи должен знать, кем он хочет быть, и мы должны ему в этом помочь. Поговорим о вопросах, связанных с качеством высшего образования, с новыми методиками, практикоориентированностью образования, возможностью реализации творческих способностей нашей молодежи. Рассмотрим, как используется банк данных талантливой и одаренной молодежи. Во внимании также вопросы целевого набора, проведения практик. Для нас очень важно сформировать ядро одаренных и талантливых ребят, которые могли бы развивать и прикладную, и фундаментальную научную школу, чтобы наше общество становилось в этом плане более крепким и более мощным. Это вся наша проблематика: что получилось, что не получилось, что необходимо сделать для того, чтобы система образования функционировала без потрясений, как отметил глава нашего государства. Ведь все реформирования мы уже сделали. Сейчас мы осуществляем точную практическую донастройку и адаптацию тех решений, которые приняли", - подчеркнул Заместитель Премьер-министра.
"В прошедшем году в ходе устранения недостатков по итогам мониторинга около 1,5 тыс. учебных программ и планов вузов были приведены в соответствие со стандартами, свыше 1,3 тыс. учебно-методических комплексов доработаны и утверждены в установленном порядке. Минобразования совместно с Республиканским институтом высшей школы нужно провести дополнительный выборочный мониторинг. Учебно-программная документация каждого вуза должна быть безупречной", - сказал Игорь Петришенко в ходе заседания итоговой коллегии.
Заместитель Премьер-министра отметил, что задачи, поставленные Главой государства, Правительством перед системой образования реализовываются. "Обновлены значимые для отрасли нормативные правовые акты, приняты важнейшие решения по многим направлениям деятельности. И, как сказал глава государства, это точечная шлифовка уже состоявшейся системы образования и воспитания", - добавил он.
Что касается высшей школы, Игорь Петришенко рекомендовал наладить эффективное взаимодействие вузов с работодателями по всем направлениям: от совместной разработки учебных планов и программ до укрепления материальной базы вузов, организации практического обучения на базе организаций - заказчиков кадров. Ректорскому корпусу рекомендовано быть гибким и динамичным в открытии перспективных и востребованных специальностей.
Также была отмечена необходимость совершенствования деятельности колледжей. Для этого программой развития профессионально-технического и среднего специального образования до 2026 года предусмотрено создание учебно-производственных мастерских на базе предприятий.
Говорилось о профориентационной работе и привлечении абитуриентов на целевую подготовку, организации питания в учреждениях образования, сокращении документооборота в школах, о системе дополнительного образования детей и молодежи, а также об идеологической и воспитательной работе.
Кроме того, Игорь Петришенко заявил, что качество и организация школьного питания улучшились.
"С 1 сентября прошедшего года все школы перешли на новые принципы организации питания учащихся, внедрены новые блюда с учетом результатов пилотного проекта. В целом качество и организация школьного питания улучшились. При выявлении нарушений в организации питания учащихся должна даваться принципиальная оценка соответствия должности как руководителя учреждения образования, так и отдела образования исполкома. Это жесткое требование Правительства", - отметил Игорь Петришенко.
Заместитель Премьер-министра обратил особое внимание на подготовку школ к началу учебного года. Он напомнил, что в 2024 году Правительством определен порядок работы по подготовке школ к началу учебного года. "Уже в мае каждая школа должна знать, какие недостатки надо устранить, что обновить, чтобы получить паспорт готовности. Времени для этого достаточно. Особо подчеркну, что данная работа уже должна быть организована и не только в школах, но и в детских садах, колледжах и вузах. Подписание и утверждение паспортов готовности школ должно осуществляться в установленные сроки. При этом необходимо обеспечить объективную оценку готовности школ", - подчеркнул вице-премьер.
Речь на заседании также шла о системе дополнительного образования детей и молодежи. В 2025 году необходимо выявить резервы для повышения эффективности этой работы. Отмечено, что недопустимо открывать невостребованные кружки исключительно под возможности педагогов. Все кружки должны быть современными и актуальными для детей, ориентированными на их будущую профессию. При этом все организации, которые организуют дополнительное образование детей, независимо от формы собственности должны работать по установленным правилам.
Еще один немаловажный вопрос - защита прав и законных интересов детей. "В прошедшем году принят закон по вопросам регулирования семейных и брачных отношений, правовая база приведена в его соответствие, а нормы декрета Президента Республики от 26 ноября 2006 года №18 имплементированы в ряд законов. Системе образования необходимо взять на контроль реализацию обновленных норм законодательства на местах. При выявлении фактов нарушения прав и законных интересов детей следует принимать жесткие решения к виновным лицам. Важно особое внимание уделять условиям проживания детей-сирот в детских домах семейного типа, их материального обеспечения. Необходим постоянный контроль за обеспечением этих детей одеждой, обувью по сезону, учебными принадлежностями и целевым использованием бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение детей-сирот. В первом чтении в парламенте принят законопроект, которым корректируются нормы закона о правах ребенка. Однако уже сейчас надо организовать работу по подготовке подзаконных документов, особенно по новациям. Необходимо заблаговременно определить четкий алгоритм прохождения психологического собеседования лицами, которые будут допускаться к работе с детьми, отработать механизмы защиты детей от информации в интернете. До вступления в силу закона все должны понимать зону своей ответственности, в том числе родители, и быть готовыми к нововведениям. Защита детей прежде всего", - подчеркнул Игорь Петришенко.
"Хочу поблагодарить всех работников сферы за работу. Вы находитесь на передних позициях воспитательной, идеологической и образовательной деятельности. Твердо убежден, что со всеми задачами, поставленными перед системой образования, вы с успехом справитесь, обеспечив дальнейшее развитие учреждений образования, отрасли и государства в целом", - подытожил Игорь Петришенко.
В Министерстве образования прошло заседание коллегии, посвященное итогам работы в 2024 году и планам на 2025-й. На нем присутствовали представители республиканских органов госуправления, госорганизаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, заместители председателей облисполкомов, Мингорисполкома, курирующих сферу образования, руководители и педагогические работники учреждений образования всех уровней, представители республиканских общественных объединений, руководители структурных подразделений аппарата Министерства образования.
Фото: БЕЛТА