Цифровизация должна стать эффективным инструментом интеграции в рамках ЕАЭС. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Роман Головченко на пленарном заседании Евразийского экономического форума "Цифровизация в современных реалиях - императив для обеспечения 4 свобод" с участием глав правительств в Ереване.
Цифровизация должна стать эффективным инструментом интеграции, подчеркнул Роман Головченко, выступая в начале заседания. "Она должна не заменять собой интеграционные процессы, но создавать ту платформу, которая позволит осуществлять бесшовное применение тех решений, которые принимаются на уровне правительств и глав государств ЕАЭС", - отметил он.
Сегодня в союзе уже внедряются единые цифровые документы для перемещения и сквозной прослеживаемости грузов, обратил внимание Премьер. "Это, наверное, одна из самых удачных на настоящий момент сфер применения цифровой трансформации cоюза. Активно применяется нашими странами также и цифровая маркировка товаров. Благодаря этому инструменту у наших стран появилась реальная возможность оцифровки товарных потоков, идентификации и отслеживания каждого вида товаров, - рассказал Роман Головченко. - Развиваются и интегрируются цифровые торговые платформы. Интенсивно идет цифровизация финансовых и биржевых рынков, платежных систем и инструментов. Серьезное внимание уделяется вопросам кибербезопасности. При этом в проводимой в рамках ЕАЭС работе по оцифровке значимая роль отведена реализации общих процессов посредством интегрированной информационной системы, объединяющей все государства-члены. Но, к сожалению, здесь есть и проблемы".
По словам белорусского Премьера, темпы ввода общих процессов не соответствуют запланированным, как и темпы подключения государств к уже введенным общим процессам. "Из введенных 39 общих процессов все государства-члены подключены лишь к 21, при этом информационный обмен осуществляется только по 18. Полагаю, что надо подходить к решению этого вопроса более прагматично и идти, как говорится, от жизни. Следует еще раз предметно проанализировать состояние работы по вводу общих процессов и присоединению к ним, посмотреть, какой эффект это дает. Возможно, и не стоит гнаться за какой-то конкретной цифрой и во что бы то ни стало выйти на оговоренное количество общих процессов. Надо определить, какие из них наиболее приоритетны, реализация каких из них даст самый существенный вклад для развития ЕАЭС, и сконцентрироваться именно на них. Необходимо посмотреть, что мешает всем странам слаженно подключаться к общим процессам, какие есть проблемы. Возможно, ситуация связана с интеграцией национальных систем и обменом данных. Если это вопрос технический, его надо решать технически. Если этот вопрос затрагивает, по мнению какой-то страны-члена, часть суверенитета, надо тоже взвешенно и вдумчиво принимать по ним решения", - обратил внимание глава белорусского Правительства.
"В 2025 году нам предстоит подвести итоги выполнения стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. На основе анализа достигнутых результатов необходимо поставить четкие ориентиры интеграционной работы по выполнению задач, зафиксированных в декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года. Эта работа как раз придется на период председательства Республики Беларусь в Евразийском экономическом союзе в 2025 году. И я хочу всех заверить, что мы намерены активно заниматься вопросами цифровизации и развития высоких технологий. Мы считаем это одним из важнейших направлений развития союза", - сказал Роман Головченко.
В Беларуси сформирована целенаправленная государственная политика в сфере цифровизации, отметил Роман Головченко. "По индексу готовности к внедрению и развитию передовых технологий в 2023 году Беларусь заняла 55-е место из 166 стран рейтинга. В последние годы мы наращиваем не только темпы работ по замещению импортного программного обеспечения. Только в рамках отраслевой программы информатизации промышленности до конца 2025 года предприятиями республики будет реализовано более 340 проектов по цифровому развитию", - рассказал он.
Кроме того, по словам Премьера, ведутся работы по созданию облачной цифровой платформы для обеспечения информационно-аналитической поддержки процессов управления промышленным комплексом страны. Основная задача этого проекта - бесшовная интеграция на единой микросервисной цифровой платформе различных приложений.
Также белорусские производители в тесной кооперации с российскими коллегами занимаются и решением смежной задачи, осуществляя разработки в области микро- и оптоэлектроники. "Наличие у наших стран собственного "железа" является важной составляющей цифрового суверенитета и безопасности, т.е. не только software, но и hardware", - подчеркнул глава белорусского Правительства.
Для успешного продвижения в интеграционных процессах мало демонстрировать высокие темпы информатизации каждой из стран Евразийского экономического союза в отдельности, считает Роман Головченко. "Уверен, что всем коллегам есть чем похвалиться и есть достижения, которые можно обозначить в качестве успехов национальной цифровой повестки. Но дело не в развитии по отдельности. Когда кто-то вырывается вперед, а другие участники отстают, это может препятствовать общему высокому темпу продвижения. Таким образом, создание национальных решений, локальная цифровизация процессов и сервисов в отрыве от существующих интеграционных проектов - все это ставит под угрозу принципы, заложенные в Договоре о ЕАЭС. Цифра должна в полной мере обслуживать наши общие интересы по функционированию в ЕАЭС единого внутреннего рынка на принципах равного доступа к нему субъектов хозяйственной деятельности и граждан всех стран", - подчеркнул Премьер.
В целях упреждения возникновения препятствий во взаимной торговле крайне необходимо, чтобы цифровые технологии и решения внедрялись во всех странах ЕАЭС на базе единых принципов и подходов, уверен он. "Например, следует оперативно решить все вопросы по полноценному запуску в ЕАЭС электронной торговли, которая должна стать удобным и цивилизованным инструментом как для бизнеса, так и для граждан, способствовать дальнейшему росту товарооборота на внутреннем рынке союза с акцентом на продвижение отечественного евразийского товара. У этой задачи много компонентов и, к сожалению, к решению всех из них мы еще не подошли", - отметил Роман Головченко.
Также необходимо уделить внимание обеспечению успешного функционирования интегрированной информационной системы ЕАЭС, ускорению внедрения общих процессов в таможенном регулировании, в ветнадзоре и других отраслях, что позволит значительно сократить административные, таможенные и торговые барьеры. "Особое внимание, на мой взгляд, следует уделить ускорению процессов цифровизации в сфере применения ветеринарно-санитарных мер, включая вопросы обращения ветеринарных лекарственных средств, кормовых добавок, средств дезинфекции. Важно обеспечить прослеживаемость животных и продукции животного происхождения, как ввозимых из третьих стран, так и перемещаемых между государствами - членами союза. Это один из основных факторов нашей продовольственной безопасности. Думаю, что по итогам нашего обсуждения все предложения, которые прозвучали на этом заседании, должны быть в комиссии разложены на соответствующие планы действий", - обратил внимание глава белорусского Правительства.
Требует регламентации в рамках ЕАЭС и вопрос о защите персональных данных. "Целесообразно закрепление общих принципов их обработки и защиты при сохранении возможности внутригосударственного регулирования. Необходимо объединение усилий для создания интеграционных модулей, которые обеспечат бесшовное взаимодействие национальных информационных систем. Мы уже давно договорились, что ключевой элемент нашего движения по траектории цифровизации - это не построение единой некой платформы, а возможность бесшовного общения и подтягивания в нужном объеме информации из национальных электронных систем. Это действительно упростит работу бизнесу, который, используя привычные цифровые инструменты, сможет работать на всем пространстве союза. Пока это только хорошая декларация", - заметил Премьер.
Помимо этого, следует очень оперативно обеспечить сопряжение национальных сегментов информационной системы электронных паспортов транспортных средств, самоходных машин, других видов техники. "Работа здесь затянута, ее надо завершить в самое ближайшее время. Полагаю необходимым поручить комиссии провести анализ действующих в государствах-членах национальных цифровых систем учета товаров, контроля за их перемещением и выработать конкретные предложения по их сопряжению на наднациональном уровне. Без этого невозможна полноценная электронная торговля между нами", - подчеркнул Роман Головченко.
Для выполнения всех этих задач, добавил глава белорусского Правительства, требуется не только политическая воля, но и целенаправленная, согласованная работа соответствующих ведомств. "Только так мы сможем повысить общую конкурентоспособность, повысить уровень жизни граждан в условиях глобальной цифровой трансформации. Это тот самый цифровой каркас для четырех свобод, - сказал он. - Со своей стороны Республика Беларусь готова самым активным образом развивать взаимодействие в сфере информационных технологий с партнерами по ЕАЭС, наращивать использование собственных IT-продуктов, использовать передовые цифровые решения стран-партнеров в нашей деятельности и тем самым содействовать завершению принятых и продвижению новых инновационных проектов цифровой повестки ЕАЭС".
В рамках заседания Евразийского межправительственного совета в Ереване состоялась официальная церемония гашения почтовых марок по случаю десятилетия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе с участием глав правительств государств - членов ЕАЭС. В церемонии приняли участие Премьер-министр Беларуси Роман Головченко, Премьер-министр Армении Никол Пашинян, Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов, Председатель Кабинета министров - руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров и Председатель Правительства России Михаил Мишустин.
Первый выпуск специальных евразийских почтовых марок с участием глав правительств государств союза состоялся в 2015 году и был посвящен подписанию Договора о ЕАЭС. Второй выпуск (2019 год) посвящался пятилетию создания Евразийского экономического союза. Третий выпуск (2022 год) был приурочен к десятилетию Евразийской экономической комиссии. Таким образом, выпуск 2024 года - четвертый по счету.
Цифровизация должна стать эффективным инструментом интеграции, подчеркнул Роман Головченко, выступая в начале заседания. "Она должна не заменять собой интеграционные процессы, но создавать ту платформу, которая позволит осуществлять бесшовное применение тех решений, которые принимаются на уровне правительств и глав государств ЕАЭС", - отметил он.
Сегодня в союзе уже внедряются единые цифровые документы для перемещения и сквозной прослеживаемости грузов, обратил внимание Премьер. "Это, наверное, одна из самых удачных на настоящий момент сфер применения цифровой трансформации cоюза. Активно применяется нашими странами также и цифровая маркировка товаров. Благодаря этому инструменту у наших стран появилась реальная возможность оцифровки товарных потоков, идентификации и отслеживания каждого вида товаров, - рассказал Роман Головченко. - Развиваются и интегрируются цифровые торговые платформы. Интенсивно идет цифровизация финансовых и биржевых рынков, платежных систем и инструментов. Серьезное внимание уделяется вопросам кибербезопасности. При этом в проводимой в рамках ЕАЭС работе по оцифровке значимая роль отведена реализации общих процессов посредством интегрированной информационной системы, объединяющей все государства-члены. Но, к сожалению, здесь есть и проблемы".
По словам белорусского Премьера, темпы ввода общих процессов не соответствуют запланированным, как и темпы подключения государств к уже введенным общим процессам. "Из введенных 39 общих процессов все государства-члены подключены лишь к 21, при этом информационный обмен осуществляется только по 18. Полагаю, что надо подходить к решению этого вопроса более прагматично и идти, как говорится, от жизни. Следует еще раз предметно проанализировать состояние работы по вводу общих процессов и присоединению к ним, посмотреть, какой эффект это дает. Возможно, и не стоит гнаться за какой-то конкретной цифрой и во что бы то ни стало выйти на оговоренное количество общих процессов. Надо определить, какие из них наиболее приоритетны, реализация каких из них даст самый существенный вклад для развития ЕАЭС, и сконцентрироваться именно на них. Необходимо посмотреть, что мешает всем странам слаженно подключаться к общим процессам, какие есть проблемы. Возможно, ситуация связана с интеграцией национальных систем и обменом данных. Если это вопрос технический, его надо решать технически. Если этот вопрос затрагивает, по мнению какой-то страны-члена, часть суверенитета, надо тоже взвешенно и вдумчиво принимать по ним решения", - обратил внимание глава белорусского Правительства.
"В 2025 году нам предстоит подвести итоги выполнения стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. На основе анализа достигнутых результатов необходимо поставить четкие ориентиры интеграционной работы по выполнению задач, зафиксированных в декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года. Эта работа как раз придется на период председательства Республики Беларусь в Евразийском экономическом союзе в 2025 году. И я хочу всех заверить, что мы намерены активно заниматься вопросами цифровизации и развития высоких технологий. Мы считаем это одним из важнейших направлений развития союза", - сказал Роман Головченко.
В Беларуси сформирована целенаправленная государственная политика в сфере цифровизации, отметил Роман Головченко. "По индексу готовности к внедрению и развитию передовых технологий в 2023 году Беларусь заняла 55-е место из 166 стран рейтинга. В последние годы мы наращиваем не только темпы работ по замещению импортного программного обеспечения. Только в рамках отраслевой программы информатизации промышленности до конца 2025 года предприятиями республики будет реализовано более 340 проектов по цифровому развитию", - рассказал он.
Кроме того, по словам Премьера, ведутся работы по созданию облачной цифровой платформы для обеспечения информационно-аналитической поддержки процессов управления промышленным комплексом страны. Основная задача этого проекта - бесшовная интеграция на единой микросервисной цифровой платформе различных приложений.
Также белорусские производители в тесной кооперации с российскими коллегами занимаются и решением смежной задачи, осуществляя разработки в области микро- и оптоэлектроники. "Наличие у наших стран собственного "железа" является важной составляющей цифрового суверенитета и безопасности, т.е. не только software, но и hardware", - подчеркнул глава белорусского Правительства.
Для успешного продвижения в интеграционных процессах мало демонстрировать высокие темпы информатизации каждой из стран Евразийского экономического союза в отдельности, считает Роман Головченко. "Уверен, что всем коллегам есть чем похвалиться и есть достижения, которые можно обозначить в качестве успехов национальной цифровой повестки. Но дело не в развитии по отдельности. Когда кто-то вырывается вперед, а другие участники отстают, это может препятствовать общему высокому темпу продвижения. Таким образом, создание национальных решений, локальная цифровизация процессов и сервисов в отрыве от существующих интеграционных проектов - все это ставит под угрозу принципы, заложенные в Договоре о ЕАЭС. Цифра должна в полной мере обслуживать наши общие интересы по функционированию в ЕАЭС единого внутреннего рынка на принципах равного доступа к нему субъектов хозяйственной деятельности и граждан всех стран", - подчеркнул Премьер.
В целях упреждения возникновения препятствий во взаимной торговле крайне необходимо, чтобы цифровые технологии и решения внедрялись во всех странах ЕАЭС на базе единых принципов и подходов, уверен он. "Например, следует оперативно решить все вопросы по полноценному запуску в ЕАЭС электронной торговли, которая должна стать удобным и цивилизованным инструментом как для бизнеса, так и для граждан, способствовать дальнейшему росту товарооборота на внутреннем рынке союза с акцентом на продвижение отечественного евразийского товара. У этой задачи много компонентов и, к сожалению, к решению всех из них мы еще не подошли", - отметил Роман Головченко.
Также необходимо уделить внимание обеспечению успешного функционирования интегрированной информационной системы ЕАЭС, ускорению внедрения общих процессов в таможенном регулировании, в ветнадзоре и других отраслях, что позволит значительно сократить административные, таможенные и торговые барьеры. "Особое внимание, на мой взгляд, следует уделить ускорению процессов цифровизации в сфере применения ветеринарно-санитарных мер, включая вопросы обращения ветеринарных лекарственных средств, кормовых добавок, средств дезинфекции. Важно обеспечить прослеживаемость животных и продукции животного происхождения, как ввозимых из третьих стран, так и перемещаемых между государствами - членами союза. Это один из основных факторов нашей продовольственной безопасности. Думаю, что по итогам нашего обсуждения все предложения, которые прозвучали на этом заседании, должны быть в комиссии разложены на соответствующие планы действий", - обратил внимание глава белорусского Правительства.
Требует регламентации в рамках ЕАЭС и вопрос о защите персональных данных. "Целесообразно закрепление общих принципов их обработки и защиты при сохранении возможности внутригосударственного регулирования. Необходимо объединение усилий для создания интеграционных модулей, которые обеспечат бесшовное взаимодействие национальных информационных систем. Мы уже давно договорились, что ключевой элемент нашего движения по траектории цифровизации - это не построение единой некой платформы, а возможность бесшовного общения и подтягивания в нужном объеме информации из национальных электронных систем. Это действительно упростит работу бизнесу, который, используя привычные цифровые инструменты, сможет работать на всем пространстве союза. Пока это только хорошая декларация", - заметил Премьер.
Помимо этого, следует очень оперативно обеспечить сопряжение национальных сегментов информационной системы электронных паспортов транспортных средств, самоходных машин, других видов техники. "Работа здесь затянута, ее надо завершить в самое ближайшее время. Полагаю необходимым поручить комиссии провести анализ действующих в государствах-членах национальных цифровых систем учета товаров, контроля за их перемещением и выработать конкретные предложения по их сопряжению на наднациональном уровне. Без этого невозможна полноценная электронная торговля между нами", - подчеркнул Роман Головченко.
Для выполнения всех этих задач, добавил глава белорусского Правительства, требуется не только политическая воля, но и целенаправленная, согласованная работа соответствующих ведомств. "Только так мы сможем повысить общую конкурентоспособность, повысить уровень жизни граждан в условиях глобальной цифровой трансформации. Это тот самый цифровой каркас для четырех свобод, - сказал он. - Со своей стороны Республика Беларусь готова самым активным образом развивать взаимодействие в сфере информационных технологий с партнерами по ЕАЭС, наращивать использование собственных IT-продуктов, использовать передовые цифровые решения стран-партнеров в нашей деятельности и тем самым содействовать завершению принятых и продвижению новых инновационных проектов цифровой повестки ЕАЭС".
В рамках заседания Евразийского межправительственного совета в Ереване состоялась официальная церемония гашения почтовых марок по случаю десятилетия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе с участием глав правительств государств - членов ЕАЭС. В церемонии приняли участие Премьер-министр Беларуси Роман Головченко, Премьер-министр Армении Никол Пашинян, Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов, Председатель Кабинета министров - руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров и Председатель Правительства России Михаил Мишустин.
Первый выпуск специальных евразийских почтовых марок с участием глав правительств государств союза состоялся в 2015 году и был посвящен подписанию Договора о ЕАЭС. Второй выпуск (2019 год) посвящался пятилетию создания Евразийского экономического союза. Третий выпуск (2022 год) был приурочен к десятилетию Евразийской экономической комиссии. Таким образом, выпуск 2024 года - четвертый по счету.