Достигнут большой прогресс. Роман Головченко рассказал о процессе производства белорусского электрокара

Премьер-министр Роман Головченко во время посещения завода СЗАО "БЕЛДЖИ" рассказал о процессе производства белорусского электрокара и о том, при каких условиях его можно будет назвать отечественным.

Отвечая на вопрос о создании белорусского электрокара, Роман Головченко задал встречный: а что входит в понятие "белорусский"? "Если сейчас мы говорим о том, что можно взять серийный автомобиль Geely X50 или X70 и на его базе с доработками кузова поставить туда импортные элементы силовой электроники, управляющий комплекс, батарею, инвертор, тяговый двигатель, будет это белорусским автомобилем или нет? Номинально это будет белорусский автомобиль, потому что выпущен в Беларуси, с использованием нашего труда, приемных технологических операций. Это сделать можно, но не в этом задача", - ответил Премьер.

Роман Головченко обратил внимание, что поставлена технически очень серьезная задача по освоению производства наиболее емких элементов или систем электромобилей. "Это инвертор, тяговый двигатель и батарея. Плюс ко всему этому есть еще программно-аппаратный комплекс, который управляет в целом всей электроникой автомобилей. К нему еще пока только подходим. Но если будут выведены на стадию серийного производства вот эти элементы, тогда можно уже будет, не стесняясь, называть этот электромобиль отечественным", - пояснил глава Правительства.

По его словам, сейчас в Беларуси уже очень близко подошли к стадии предсерийных испытаний. "За прошедший год достигнут достаточно большой прогресс и нашими учеными, и производственниками. Это в том числе было сделано потому, что мы, как Правительство, все-таки поставили необходимые цели - перейти от абстрактных разработок каких-то элементов и говорить о том, что мы можем все сделать сами, определив свои компетенции и что нам надо сделать и объединив под этой задачей всех тех, кто принимает участие в таком проекте", - напомнил Роман Головченко.

Подводя черту, Премьер-министр добавил, что, если эти узлы технически пройдут все испытания и будет подтверждена их эффективность, следующим вопросом станет экономическая обоснованность производства в больших объемах. "В небольших количествах мы можем их, условно говоря, вручную где-то изготовить, но для серийного производства этих элементов нужно будет говорить о реализации уже новых производственных инвестиционных проектов по созданию мощностей для их серийного производства", - сказал он.

Кроме того, Роман Головченко обозначил целевую задачу для "БЕЛДЖИ" - выпуск до 100 тыс. автомобилей в год.

Роман Головченко отметил, что сейчас отмечается хороший спрос на белорусские автомобили и в Беларуси, и в России. "Автомобили востребованы. Будет явно в этом году продано более 60 тыс. машин. Это очень хорошие цифры, - отметил он. - Рыночная конъюнктура тоже меняется. Мы отслеживаем, как ведут себя российские производители, какие планы там".

По словам Премьера, целевая задача - довести объем производства "БЕЛДЖИ" до 100 тыс. автомобилей в год. "Именно под это уже разрабатывается документация по строительству дополнительных мощностей, производственных корпусов и соответствующего оборудования для увеличения не только объема производства, но и локализации. Один из элементов, локализованных буквально в последние месяцы, - пластиковые детали бамперов автомобилей. По всей остальной номенклатуре тоже развернута работа. В первую очередь с отечественными производителями, не только государственного, но и частного сектора", - обратил внимание он.

И все же, по мнению главы Правительства, темпы недостаточные. "Нужно максимально заинтересовывать производителей, - подчеркнул Роман Головченко. - Конечно, надо смотреть, чтобы осваиваемые изделия не сильно отличались, по крайней мере на первом этапе, по цене от импортных. Но от этого никуда не уйдем. Это главная задача. Это все - и технологическая безопасность, и суверенитет, и гарантия того, что мы сможем в дальнейшем самостоятельно определять объем производства и поставок вне зависимости от импортируемых элементов".

Глава белорусского Правительства поручил руководству завода активизировать работу по локализации компонентов для производимых автомобилей, отдельно остановившись на световом оборудовании и зеркалах.

Министр промышленности Александр Ефимов пояснил, что в четвертом квартале этого года будет рассмотрен вопрос о целесообразности инвестирования на проект по светодиодам. "Надо быстрее раскачиваться. Это мегаприоритетная задача. Вы же знаете все требования - и Президента, и наши, - отметил Премьер-министр. - Раскачка идет очень медленно. Может быть, для директора предприятия это и неважно, но для Министерства промышленности это приоритетная и стратегическая задача".

В пример он привел производство зеркал заднего вида и спросил, почему не проработан вопрос о мощностях для выпуска такой продукции, технологиях производства и стоимости. Речь об этом шла еще на контактно-кооперационной бирже в первом полугодии. "Это технически несложный узел, - обратил внимание Премьер. - Прошло уже много времени. Где решение?"

По словам главы Правительства, завод дал технические спецификации и порог цены, а потенциальный исполнитель обязан отработать, выдать свои технические решения и попасть в цену. "Если надо приобрести оборудование дополнительное, то мы поможем. Министерство промышленности не контролирует жестко эти процессы, не спрашивает за результат. Это должно быть безоговорочно ликвидировано", - потребовал Премьер. Роман Головченко поручил поставить этот вопрос на контроль.

Кроме этого, Премьеру представили новейшие автомобили Geely Atlas и Okavango, а также электромобиль ЕХ5, который планируется поставить на выпуск со второго полугодия 2025 года. Модель Geely Galaxy E8 Роман Головченко опробовал лично и оценил новинку, которую совсем скоро презентуют в Минске. "Динамичная машина, спорткар практически", - констатировал Премьер.